Сто лет со дня рождения режиссeра, фотографа, журналиста Романа Кармена
Человек с фотокамерой. С тех пор как в "Огоньке" появился первый снимок, подписанный "Роман Кармен", он почти не выпускал ее из рук. Мерз с ней во льдах Арктики, умирал от жары в Каракумской пустыне. Забирался на крыши, снимал из подвальных окон, искал неожиданные ракурсы, чтобы наполнить кадр и мыслями, и чувствами.
Игорь Григорьев, режиссер, преподаватель ВГИКа: "Требовал от нас, чтобы мы были очень подвижны в своей профессии, чтобы мы могли с камерой плыть через реку, скакать на коне и владеть пишущей машинкой".
Фотограф, кинооператор, журналист, режиссер, его биография, как захватывающий роман под названием "XX век". Он всегда в самых горячих точках планеты. В 36-м в охваченной гражданской войной Испании, в 55-м в сражающемся Вьетнаме, на Кубе, строящей новую жизнь под руководством Фиделя Кастро.
Знал Хемингуэя, Пикассо, снимал Че Гевара, Альенде, Корвалана. Кармен знал не понаслышке, чего стоил каждый кадр человеку с кинокамерой вместо автомата в окопах Великой Отечественной. Именно его снимок взятого в плен Паулюса обошел все газеты мира. В 46-м он на Нюрнбергском процессе готовит фильм "Суд народов".
Роман Кармен, сын Романа Кармена: "Он часто повторял рассказы о том, как они ждали, когда Геринг протрет себе шею, чтобы потом сказать, что наконец он понял: скоро его ждет веревка".
Он почти не виделся с семьей, годами пропадал на съемках, сын и внук пошли по его стопам, учились на его фильмах - они почти сразу становились учебными пособиями для студентов ВГИКа.
Максим Кармен, внук Романа Кармена, оператор: "Это было внутреннее чувство, сама его работа давала внутренний обучающий посыл".
К тем, кто хотел с ним работать, у Кармена было одно требование - готовность номер один. Круглосуточно. Он говорил: "Я одержим кино, не могу остановиться".
Разменяв восьмой десяток, яростно сражался с американцами по нашей Великой Отечественной. Жил между Москвой и Нью-Йорком. Умер, когда фильм-эпопея "Неизвестная война" был почти закончен.