Юбилей отмечает замечательный российский аниматор Александр Петров
В фильмографии "режиссера с Оскаром" и десятка фильмов не наберется. Он живет почти отшельником в Ярославле - далеко от модных кино-событий. Скромничает в интервью и предпочитает работать в одиночку. Может быть потому и фильмы получаются такими пронзительными.
"Талантливый самородок" и "выдающийся живописец" - так его величают в западной прессе. "Мастер изображения снов и яви", "аниматор и философ", так говорят о нем на родине. Для простого российского обывателя Александр Петров это тот, который рисует свои мультфильмы пальцами на стекле, и завоевал для России "Оскар" в 2000 году. Что менее известно - он еще и дважды лауреат Государственных премий, почетный член многих киноассоциаций и академий. Но за всеми этими званиями - человек постоянно ищущий и сомневающийся.
Александр Петров, мультипликатор: "Понятно, что копаешься в себе и пытаешься найти какую-то и адекватную вот твоему собственному теперешнему состоянию литературу с хорошей какой-то историей, с хорошей идеей. Рецепт - ну это отчасти интуиция, отчасти случай, отчасти конечно достаточно кропотливый труд".
Работа по-настоящему титаническая. 22 минутный мультфильм - это 30 тысяч самостоятельных живописных полотен. И нарисованная картинка не просто оживает, а одушевляется.
Оживают, а точнее развиваются своей жизнью и сценарии мультфильмов Петрова. Так, в "Русалке", где прототипом героя был сын художника, первоначально предполагалось - тот из лодки выпадет. Но не тут-то было. Работа встала, и лишь когда мастер решил даровать персонажу жизнь, вдохновение вернулось.
Еще первая лента Александра Петрова - дипломная работа по рассказу Андрей Платонова "Корова" вызвала среди однокурсников волну удивления и восхищения. Близкий друг художника Михаил Алдашев рассказывает, как они с ребятами бегали посмотреть на то, что там поделывает Шура, а потом просто замерли завороженными.
Михаил Алдашев, мультипликатор: "Мы видели эти стекла, эти эскизы. Думали, что из этого выйдет. А вышло великое кино".
"Корова" в 90-м, "Русалка" в 97-м номинировались на Оскар в номинации лучший анимационный фильм. Удача пришла только в третий раз с картиной "Старик и море". Триумфу предшествовали почти три года непрерывной работы над фильмом. Главного героя рисует с собственного тестя. В итоге - всемирная слава. 10 миллионов зрителей. Перед ним открыты лучшие студии планеты. А он получает статуэтку и спешит домой, в родной Ярославль.
Александр Татарский, мультипликатор: "Он вернулся даже не в Москву, а в Ярославль, к себе на родину. Вот это я понимаю, патриотизм. И снимаю перед ним за это шляпу".
Петров говорит, что его фильмы - для тех, кто старше пятнадцати, кто видел мир, что-то пережил и в чем-то разочаровался. И при этом охотно тратит время на обучение детишек анимации в своей студии в Ярославле.