Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
9 сентября 2012, 21:01

Завершился саммит государств и экономик Азиатско-Тихоокеанского региона

На долю стран АТЭС приходится почти 60% глобального валового продукта, в этом регионе живет более 40% населения планеты.

Россия принимает АТЭС впервые, и для нас главное - показать всем и, в первую очередь, себе: нам есть, что предложить самому динамичному региону в мире, даже не ресурсы, а возможность транзита из Азии в Европу, то есть мост между двумя крупнейшими цивилизациями.

Встреча во Владивостоке изменила привычное представление о форумах АТЭС, до этого все саммиты проходили как правило в крупнейших экономических центрах мира. На этот раз все ключевые объекты пришлось строить, что называется, с нуля. Первое что видели гости саммита, новый международный терминал аэропорта Кневичи, затраты на его реконструкцию составили 400 миллионов рублей. Две полосы по три с половиной километра позволяют принимать все типы воздушных судов а самое современное навигационное оборудование обеспечивает функционирование аэропорта в практически любых погодных условиях. Терминал рассчитан на 5 миллионов пассажиров в год. Аэропорт связан с городом скоростной железной дорогой. Всего же к саммиту во Владивостоке построено 50 крупных объектов. Многие места в городе сейчас не узнать, Корабельная набережная, которую здесь называют местным Арбатом, городские площади полностью преобразились.

Визитной карточкой города стали два грандиозных моста, один между островом Русский и материком, на его строительство ушло почти четыре года. Он считается одним из самых протяженных вантовых мостов, его длина более трех километров. А его пилонам высотой 324 метра вообще нет равных в мире. Его называют Русским мостом по аналогии с островом. Еще один мост, через бухту Золотой Рог, именуют Чуркинским, он соединяет одноименный микрорайон с противоположной частью Владивостока Раньше туда можно было попасть, лишь обогнув бухту. Планы по строительству моста были еще в начале двадцатого века. Любопытно, что Никита Хрущев после визита в Америку выдвинул лозунг сделать Владивосток лучше Сан-Франциско, так необходимый городу мост был включен в генеральный план, который так и не был реализован.

В первый же день делового саммита Владимиру Путину задали вопрос, который волнует всех жителей Приморья.

"В первую очередь, как автолюбитель, хочу вам сказать большое спасибо за мосты. Мы, жители, очень их ждали. А вопрос заключается в следующем. Как изменится финансирование Приморского края после окончания саммита? И не упадет ли оно в разы?" - спросил Максим Ананьев.

"Жители Владивостока ждали этих мостов с 1903 года. В России длительные циклы реализации проектов, - отметил В.путин. - Но уж если чего сделаем, так мы сделаем так, основательно. Мы делали это целенаправленно, не просто так построили какие-то здания, сооружения или пятизвездочные гостиницы для того, чтобы принять моих коллег глав правительств и государств в шикарных условиях. Ну, все мои коллеги знают, они бывали в шикарных условиях, для них это неважно. Для них важна деловая атмосфера".

Все официальные мероприятия проходили на острове Русский в новых, специально построенных к саммиту корпусах Дальневосточного Университета, что позволило организаторам в специальном обращении к участникам форума отметить что "университетский дух", хорошо знакомый всем со студенческих лет, вновь объединит нас и напомнит о важнейшей роли образования в современном мире.

Современный университетский комплекс вырос на острове всего за четыре года. Раньше здесь располагался лишь небольшой поселок, в котором проживали пять тысяч человек.

По праву хозяйки саммита Россия предложила несколько приоритетных тем: продовольственная безопасность, инновации, транспорт и логистика, а также региональная интеграция.

Россия в силу своего исключительно выгодного географического положения является своего рода мостом между Востоком и Западом И этот козырь, говорили на саммите, необходимо использовать в полной мере.

Сейчас основной поток товаров из Азии в Европу идет морским путем через Индийский океан. Что предлагает наша страна?

Во-первых, более эффективно использовать железнодорожные магистрали Транссиб и БАМ, их модернизация поможет увеличить транспортный поток в 5 раз что позволит странам АТЭС сэкономить около 600 миллиардов долларов за счет скорости доставки грузов. В качестве варианта рассматривается и возможность использовать для экспортных товаров и Северный морской путь. Правда, его обустройство обойдется в весьма круглую сумму и это один из самых долгосрочных проектов. Также обсуждалось и строительство Транскорейской железной дороги, которая свяжет южнокорейский порт Пусан с Транссибом. Более того, рассматривается возможность продолжить этот маршрут по дну моря в Японию. В пакете транспортных инициатив и развитие сети автомобильных дорог, включая трассы Чита-Хабаровск и Хабаровск-Владивосток.

"Потенциал здесь огромный, и Россия могла бы не только зарабатывать очень большие средства на этом, но и, собственно, развить целые регионы, ведь все знают пример, в рамках АТЭС есть Сингапур, который только на базе своего географического положения, являясь одним из крупнейших морских портов мира, стал ведущей мировой державой", - считает председатель Делового саммита АТЭС-2012 Андрей Костин.

Раз выгода от модернизации дальневосточной инфраструктуры очевидна для всех, почему бы и нашим торговым партнерам не включиться в процесс? Все эти вопросы так же проговаривались на саммите. В работе форума традиционно участвуют и крупные бизнесмены, представители таких транснациональных компаний как "Майкрософт", "Шелл", "Дженерал моторс", "Хьюлетт пакард", это подразумевает не только прямое общения власти и бизнеса но и возможности для привлечения инвестиций.

Бизнесмен, крупный инвестор, писатель и путешественник, в 1990 году Джим Роджерс проехал на мотоцикле от Находки до Бреста. Через пять лет он уже на автомобиле совершил путешествие от Владивостока до Хельсинки. Испытывая симпатию к нашей стране, Роджерс тем не менее воздерживается от инвестиций в экономику, пока воздерживается.

"В течение продолжительного времени существовали опасения относительно надежности инвестирования в вашу страну. Но сейчас надо отметить, пожалуй, впервые наступил тот переломный момент, когда становится безопасно и надежно вкладывать в Россию. К тому же, в отличие от Европы России меньше всего опасаться экономического кризиса. Динамика долга у вас не такая стремительная. Кроме того, ваша страна располагает богатейшими природными ресурсами", - говорит бизнесмен Джим Роджерс (Сингапур).

И не только ресурсами, стремились подчеркнуть организаторы форума. Быт гостей был устроен по всем канонам широкого русского гостеприимства. Часть участников саммита проживала в каютах специально арендованного фешенебельного парома, другие, включая и лидеров стран, разместились на острове Русский. Кухня работала в круглосуточном режиме, обслуживали около 400 поваров под руководством французкого кулинара Кристофа Муазана. Меню состояло из 35 блюд, в их числе и дальневосточные деликатесы: красная рыба, икра, крабы. Причем организаторы сознательно остановились на европейских блюдах, объяснив это тем, что не хотели делать акцент на кухне ни одной из стран, входящей в АТЭС чтобы случайно не обидеть других участников форума.

Интеграция - ключ к преодолению кризисных явлений и условие прогресса, это один из основных итогов. Центр экономического притяжения все больше смещается в Азию, именно здесь находятся все быстрорастущие экономики, чей спрос на энергоресурсы будет только увеличиваться. Но Российский энергетический экспорт исторически ориентирован на Запад, пришло время пересмотреть приоритеты, уверены эксперты.

"Мы как-то не заметили что в последнее десятилетие стали вторым в мире экспортером зерна. А Восточная Азия является крупнейшим покупателем зерна на планете. Тем не менее, наше зерно идет на Ближний Восток, но не идет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И это еще одна ниша, которая потенциально Россия может заполнить", - отмечает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.

Самые жаркие дискуссии вызвал вопрос о так называемом зеленом списке, в нем перечень экологически чистых товаров, на которые должны быть снижены торговые пошлины

"В рамках ВТО эта задача стоит с 2001 года. Результат нулевой. Они не смогли договориться. Здесь фактически за год удалось договориться по 54 товарам, в том числе таким важным, важнейшим, как средства мониторинга окружающей среды, средства контроля качества воды и воздуха, мусоросжигающие установки, и так далее. Это, безусловно, все признают, это, безусловно, очень большой прорыв", - говорит министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.

Зал на итоговой пресс конференции Владимира Путина заполнен до отказа. Диалог, состоявшийся во Владивостоке, российский Президент считает конструктивным и полезным. Подготовка к саммиту позволила решить многие проблемы Владивостока, но пока еще не все.

"Удалось ли вам посмотреть город, потому что если удалось, вы наверняка заметили, вдоль трасс он покрашен фасады. Понятно, что для того, чтобы не видели их делегации, закинуты сетками бараки, и таких объектов в городе довольно много. Как будете реагировать на это?" - спросил журналист Антон Желнов.

"Это очень хороший вопрос. Я благодарен на то, что вы его поставили. Я должен был бы сам об этом сказать. Город Владивосток и прилегающие территории исторически был закрытым городом. Это и городом-то можно назвать весьма условно. Это военно-морская база, в которую был закрыт даже доступ иностранцам. Ну, и ничего здесь с точки зрения социальных объектов не развивалось. Мало было его открыть, надо его развивать этот город. Я должен сказать, что даже вот здесь выглядит все красиво, но я знаю, что после вчерашнего ливня протечки есть, есть вопросы с водоснабжением. Мы фактически с вами работали на стройке, которую еще надо завершить. Но знаете, объем такой грандиозный, что я считаю, что это вполне нормально", - сказал В.Путин.

Один из журналистов спросил Президента о финансовой стороне вопроса, стоило ли так тратиться?

"По разным оценкам подготовка к саммиту обошлась в 600-700 миллиардов, считаете ли вы такие траты рачительными?" - спросил он.

"Даже не знаю, что вам сказать, - ответил Владимир Путин. – Только, Христа ради, не обижайтесь на меня, но что вы несёте? Какие 600 миллиардов? 300 миллиардов из этих 600 пошли на строительство газовой трубопроводной системы из Сахалина во Владивосток. Здесь построена система канализации, водоснабжения, расширена взлётно-посадочная полоса. Этого на поверхности не видно, но деньги вложены прежде всего в эти инфраструктурные проекты. Это создаёт условия для развития всего региона на десятилетия вперёд".

Когда речь о глобальной экономике, результативность подобных встреч в верхах оценивается не только количеством подписанных документов и суммах заключенных контрактов. Да, мы все разные, говорили на форуме, но у нас одни и те же экономические ценности и у наших стран общая цель: сделать современный изменчивый мир чуть более предсказуемым.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей