Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 мая 2010, 14:05

Сказкотерапия помогает решать многие важные психологические проблемы в жизни взрослых и детей

Непостижимой, могучей силой обладают обычные сказки и их герои. Последнее время бурно развивается новое течение в психотерапии. Причём одинаково хорошо волшебные истории действуют как на детей, так и на взрослых.

В маленькой песочнице появляются очертания будущей сказочной страны. Маша отвечает за ландшафт, Олеся строит домики, а Кирюша заселяет их игрушечными человечками. Обычная детская забава, но лишь на первый взгляд. За каждым действием внимательно наблюдает психолог.

Майа Пересторонина, психолог: "В одной песочнице им нужно построить четыре страны, по сути, они должны правильно распределить пространство. Поэтому они должны договориться. Они должны послушать друг друга".

После завершения песочной стройки надо выяснить, почему в углу вырос небольшой холм, а дом появился за рекой и какая роль у каждой игрушки.

Незамысловатый сюжет только что выдуманной детской сказки - повод для серьезных размышлений. Если выслушать ее внимательно и не упустить ни одной детали, можно вовремя заметить даже самые незначительные проблемы в психическом здоровье малыша и помочь с ними справиться.

Светлана Воронина, заведующая детским садом: "Есть психокоррекционные занятия, есть просто развивающие занятия, есть занятия, которые знакомят с эмоциональным миром ребенка. Есть занятия, которые направлены на определенные проблемы, например, работа над страхами или над антисоциальным поведением".

В прихожей дома у Андрея Гнездилова каждого гостя встречают десятки игрушек. Плюшевые, фарфоровые, яркие и бесцветные, из любых эпох или мифов. Каждый может взять с полочки ту, что ему понравится больше. Так начинается сказка, но не простая, а лечебная.

За этим столом уже рассказаны тысячи самых невероятных сказочных историй. Придуманы фантастические миры, каких не встретить больше ни в одной книжке. По сути та же песочница, только вот играют в нее те, кому уже за 30, 40 или даже 50.

Марина Куляшова пока и сама точно не знает, почему сегодня выбрала эту куклу. Но обязательно выяснит это, когда придумает сюжет сказки, которой пока еще нет. В первый раз, когда пришла сюда, взяла Пьеро. Теперь уверена, именно этот персонаж помог ей избавиться от застенчивости и неуверенности в себе.

Марина Куляшова, пациент: "Внутреннюю свободу какую-то приобретаю, перестать зависеть от жизни, от обстоятельств. Найти себя, внутреннюю свободу".

О том, что сказка может исцелять даже самые тяжелые душевные раны, Андрей Гнездилов случайно узнал 50 лет назад, когда работал в онкологическом центре. Первую историю о благородном рыцаре и волшебном озере он помнит до сих пор, хотя придумывал ее на ходу, когда умирающий мальчик попросил напоследок рассказать ему сказку.

Андрей Гнездилов, психотерапевт: "И вдруг он приходит в сознание, начинает хватать меня за руки и говорит: "Дяденька, дальше". Я продолжаю рассказывать. Он снова начинает терять сознание, я снова хочу вскочить, и опять он меня останавливает. И так несколько раз, до тех пор, пока он не умер у меня на руках, а я продолжал рассказывать истории, боялся, чтобы он не вернулся оттуда".

С тех пор каждому больному врач прописывал обязательную сказкотерапию. И неважно, насколько страшна болезнь. Противопоказаний по применению этого лекарства он не обнаружил. Рецепт простой.

Андрей Гнездилов, психотерапевт: "Есть золотой период детства, где он чувствует себя абсолютно счастливым. Не в силу того внимания, которое ему уделяется, а в силу своего воображения, которое позволяет ему играть с этим миром, не приобретая его в частную собственность".

Никакого секрета нет, говорит Андрей Гнездилов: сказка ложь, да в ней намек, что любая мечта может стать реальностью, и с этой мечтой можно преодолеть очень многое. И неважно, сколько тебе лет, говорит доктор. Этот рецепт всегда работает, вот только взрослые о нем часто забывают.

Ведущий: Как погружаясь в вымышленный мир сказок, поправить свою настоящую жизнь, пояснит кандидат психологических наук Марина Панфилова. На чем основан такой лечебный эффект сказок?

Гость: Лечебный эффект сказок основан на многих факторах, и если рассматривать, что может сделать сказка, то сказка может сделать все. Она дает нам информацию именно в образной системе, в системе правого полушария, при этом используя естественно язык, речь. И вот в этом мире можно представлять себя кем угодно, кем мы хотим себя представить. Мы в этом мире можем переделать все неприятности, которые у нас есть, переделать на то, чтобы нам хотелось бы. Исправить нашу жизнь.

Ведущий: А как вообще проходят сеанс сказкотерапии? Используются какие-то известные сюжеты, пишутся заново какие-то сказки, причем их сами врачи пишут, или пациенты? Как?

Гость: Это всегда зависит от той задачи, от той цели, которую мы ставим, или которую нам ставят. Исходя из этих целей и задач, мы выстраиваем сеанс сказкотерапии. И он может происходить очень по-разному. Это может быть совершенно ненавязчиво рассказанная сказка, причем за чашкой чая.

Ведущий: Но в терапевтических целях можно использовать известные нам сказки "Колобок", "Емеля", "Горшочек каши", что-то еще?

Гость: Можно, конечно. Можно тот же самый "Колобок" рассмотреть с разных сторон. Как пример, допустим, работая с агрессией, с агрессивными детьми, подростками, я очень часто задаю вопрос, какая агрессия самая опасная. Которая кричит: "Я тебя съем, я тебя ударю"? Нет, которая не кричат, которая не объявляет о том, что он опасен, а которая будет просить песенку спеть, а потом возьмет и съест. Косвенная агрессия, конечно, она опаснее. То есть смотря с каких сторон мы можем использовать сказки и народные, и авторские.

Ведущий: В принципе пациент тоже может сочинить сказку, а вы по ней поймете, какие у нее проблемы. Да? И предложите вариант как выйти.

Гость: Конечно. Самый легкий вариант входить в уже готовую сказку взрослого человека или ребенка.

Ведущий: А можно заниматься самолечением сказками?

Гость: Можно, потому что, когда человек погружается в мир образов, в мир подсознания, он там включает и ресурсы, находит свой собственный выход из этой ситуации. Этот выход знает только он один. Ни один психолог, ни один психотерапевт. И сказкотерапевт не знает этот выход. Только он сам. И, естественно, когда он сам создает эти сказки, он включает осознание своей проблемы, осознание это уже, так сказать, путь к выздоровлению. Он проговаривает, потому что речь у нас тоже помогает снижать эмоциональность проблемы. И включается так называемый комплекс интеллектуальный, эмоциональный, который помогает нам выстроить гармонию.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей