Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 сентября 2010, 14:07

Как научиться никогда не спешить и никуда не опаздывать? Советы психолога

Впрочем, как показывает практика, пробки - далеко не единственные убийцы нашего времени. Не одной лишней секунды - так описывают свою жизнь большинство россиян. Общение с близкими людьми, отдых, хобби - для многих из нас это просто непозволительная роскошь. Так куда же утекают часы и минуты? И есть ли шанс замедлить бег времени? Что лучше: быть хорошим юристом или хорошей мамой? Торопясь на встречу с клиентом, Ольга Паршикова сажает в машину двухгодовалую Милану. Свободного времени у Ольги и раньше-то было не много, но с рождением дочери жизнь превратилась в гонку. Общение с ребенком на детской площадке - редкость. Сказки мама рассказывает в автомобиле, а книжки читает и вовсе - в здании суда.

Ольга Паршикова, юрист (Москва): "На слушание я не возьму ее, на заседание, а если надо забирать готовые уже документы, когда уже решение суда вступило в силу - беру с собой. Стоим в очередях в БТИ, в регистрационной палате".

Любимые раньше занятия в тренажерном зале сегодня - несбыточная мечта. Так же как и для Давида Зохрабяна - любимое рисование. Лишь на секунду ветка осенней рябины вызывает детские воспоминания - мольберт, краски, похвалы учителя - Давид подавал большие надежды, как художник. Но сегодня он - аспирант МГИМО, президент международного студенческого форума. В жизни - ни единой лишней минуты.

Давид Зохрабян, аспирант МГИМО (Москва): "Я вот хотел в какой-то момент жизни взять перерыв, может быть полгода, и отправиться куда-то, хоть в Африку, хоть в Азию, Лазурный берег и там рисовать".

Любимые дела, отложенные на неопределенное будущее, возможно, не свершатся никогда, говорит Олег Шведовский - руководитель курсов тайм-менеджмента. Следуя этой науке, человек может успеть все, если не будет тратить время впустую - бесконтрольно сидеть в Интернете, смотреть все подряд по телевизору и часами разговаривать по телефону. Но главное - выполнять поручения, навязанные другими людьми.

Олег Шведовский, ведущий тренингов по тайм-менеджменту (Москва): "Это самая типичная вещь - кто-то кого-то что-то просит сделать. Родители, семья. Иногда это нужно делать и важно делать. Но в основном люди занимаются не тем, чем хотели бы заниматься, а занимаются тем, чем другие хотели бы, чтоб они занимались. Это одна из областей, куда время утекает, как в черную дыру".

Завершив курс тайм-менеджмента Татьяна Кенеровская из Екатеринбурга расписала в ежедневнике все свои дела по минутам на год вперед. Поход к парикмахеру, совещания, общение с друзьями. Но через несколько месяцев такая жизнь по графику дала сбой. В строгие планы не вписывалась любимая подруга, которая всегда звонила в самый неподходящий момент.

Татьяна Кенеровская (Екатеринбург): "Я же не могу сказать: "Ты знаешь, извини, у меня в список дел, сегодня ты не вписываешься". Я так не могу сказать. Поэтому, конечно, я все откладываю, весь график летит к черту, и я с ней встречаюсь".

Даже дорогим людям иногда нужно говорить "нет" - гласит одно из главных правил науки о времени. Только не всем друзьям можно объяснить, что у тебя - свои дела.

Пес по имени Лорд, так же как и другие собаки приюта, не знает что такое тайм-менеджмент. Все его время делится на две части: ожидание человека, который в своем плотном графике найдет часок для душевного общения и этот самый час, который Лорд будет вспоминать до следующей встречи.

Елена Спиркина - сотрудник крупного холдинга - полностью проводит здесь свой единственный выходной. Она - волонтер, в приюте для собак приучает четвероногих к поводку, пристраивает лохматых в хорошие руки. Коллеги по бизнесу крутят у виска: у тебя что, так много времени?

Елена Спиркина, волонтер (Москва): "Очень большая эмоциональная отдача. Приходишь - позанимаешься, и стресс снимает. Потом возвращаешься домой удовлетворенный, морально отдохнувший".

А это и есть главный способ превратить время из противника в союзники, говорят психологи - наполнить его делами, которые приносят удовольствие.

Монтер железнодорожных путей Дмитрий Зубов из Кирова долго думал, как бы ему получше организовать свой рабочий день, а потом понял - никак.

Дмитрий Зубов, фотограф (Киров): "Я не хочу идти на работу, не могу. У меня такое ощущение тяжести становиться, мне плохо. В общем, я подумал-подумал, и просто отказался от работы и начал фотографировать".

Сегодня Дмитрий занимается любимым делом и о времени не думает. Оно течет так же, как и раньше - ни быстрее, ни медленнее. Но для Дмитрия решился главный вопрос - его время больше не проходит даром.

Ведущая: Все успевать и никуда не торопиться - вот заветная мечта каждого из нас. Так как же правильно распланировать свой день, чтобы все успеть, об этом нам расскажет психолог, тренер по тайм-менеджменту Инна Иголкина. Как правильно составлять план своих дел?

Гость: Есть такое магическое число Миллера: 7 плюс–минус 2. Это значит, что от 5 до 9 дел - в принципе оптимально для среднего человека. Если у вас крупные дела, то их может быть 1-2 дела в день. А если мы говорим про очень маленькие дела, бывают люди, у которых, действительно, такие огромные ежедневники, и они забиты микроскопическими делами, например, купить конверт, приклеить марку, написать адрес. И человек рассматривает это как 3 отдельных дела. Тогда, конечно, дел может быть много. Нужно расставить приоритеты. Это очень важно. То есть, как расставляем приоритеты? То, что нам кажется наиболее важным, то, что даст при меньших усилиях больше отдачи.

Ведущая: Как часто надо проводить ревизию своих дел?

Гость: Желательно каждый день, либо вечером, либо утром, быстро просматривать план на день. И, соответственно, если что-то поменялось, то приоритеты менять очень гибко. Ну, и раз, допустим, в месяц желательно делать более стратегическое, более длительное планирование.

Ведущая: Как отучить себя постоянно опаздывать?

Гость: Это великолепные люди, вы знаете, как они это делают, у них есть стратегия, у каждого человека. Многие девушки, например, считают, что, если они опаздывают, значит, тот человек, который их ждет, он в это время должен испытывать позитивные чувства, он должен больше хотеть встретиться с девушкой. Потом, обратите внимания на стратегию опаздывания. У меня была девушка, которая рассказывала, что она подходила к шкафу, достает одно платье, одела, посмотрела, не нравится. Достает второе. И так продолжается целый час. Если вы замечаете, что вы постоянно опаздываете по какой-то причине, может быть посмотреть, почему для вас эта причина важна. Если вы опаздываете потому, что вы неправильно рассчитали время, умножайте его на 1,5-2.

Ведущая: А какие наши привычки больше всего съедают времени?

Гость: У каждого человека такие привычки свои. Очень многие люди любят беседовать по телефону, любят беседовать с посетителями. Ну, тут деваться некуда. Но все-таки, если вы понимаете, что ваша беседа уже час и вы уже 5 раз повторили основную мысль, можно плавно ее закруглить. И не через час, а где-нибудь минут через 10-15. То есть выделять норматив и учиться плавно ограничить беседы. Очень многие люди страдают от перфекционизма, то есть стремления к избыточному совершенству. Вместо заранее заданного качества сделать определенную работу, человек делает ее, как будто это какой-то шедевр. И в результате получается, что этот излишек качества не виден, то есть я не говорю про то, чтобы делать ее некачественной, я говорю, что установили уровень качества, достигли его и переключаемся на другую работу.

Ведущая: А как научить ребенка эффективно планировать свой день?

Гость: Желательно, чтобы ребенок сам, начиная с самого младшего возраста учился сам планировать, что он хочет сделать. Не должен, не заставляет, а сам хочет.

Ведущая: Тоже, наверно, записывать это, да?

Гость: Конечно, самый простой способ - это купить специальные формы, они бывают на стене, допустим, расписание уроков. Приучать ребенка заглядывать в это расписание и делать уроки не тогда, когда уже надо ложиться спасть, а, допустим, пришел из школы, погулял, отдохнул немножко, чуть-чуть, быстро сделал уроки и гуляет потом. Есть универсальный прием, то есть сначала делаем дело, а потом награждаем себя. Если родители внедрят это простое правило, то действительно огромный эффект.

Ведущая: Спасибо. О том, что не стоит думать о секундах свысока, порой они могут оказаться решающими при планировании дел, об этом нам еще раз напомнила психолог, тренер по тайм-менеджменту Инна Иголкина.

Советы психолога

Старайтесь составлять расписание на каждый день. При этом планируйте не только дела, но и отдых. Заранее определите, сколько времени вы позволите себе посидеть на диване перед телевизором и сколько раз сделаете перерыв на работе.

От незапланированных перекуровов и чашечек кофе за разговором с коллегой лучше отказаться. Все эти мелочи, на самом деле, съедают очень много времени.

Если вы все время опаздываете, попытайтесь определить, что именно мешает вам прийти вовремя. К примеру, если вы долго наряжаетесь, возьмите за правило выбирать наряд накануне важной встречи.

Понять, сколько времени понадобится на дорогу, поможет Интернет. Перед выходом из дома, поищите информацию о пробках и способах объехать заторы.

Приучайте к планированию и своих детей. Заранее обсудите с ребенком, сколько времени он потратит на уроки, а когда пойдет гулять. А чтобы малышу было легче соблюдать режим, повесьте график с заданиями на стену.

Читайте также: