Житель одной из деревень Вологодской области уверен, что зимой без саней никуда
Розвальни, дровни и чунки - этими непривычными нашему слуху словами когда-то называли простые сани. Кстати, в нашей стране остались еще уголки, где эти, казалось бы, давно забытые повозки до сих пор пользуются невероятной популярностью. Причем некоторые из них сделаны так искусно, что больше напоминают предметы роскоши, чем обычные средства передвижения.
Репортаж Андрея Кузнецова.
От деревни Плахино до ближайшего села двадцать километров, Игорь Иванов здесь единственный житель. Зимой, говорит, в деревне без саней никуда, хоть в лес за дровами, хоть в райцентр за продуктами - везде выручают.
Розвальни - те, что побольше, узкие длинные - это дровни, и самые маленькие - чунки, мастер делает любые сани, был бы нужный материал. Лучше всего береза или черемуха.
Игорь Иванов: "Черемуха - самое мягкое дерево, оно вязкое, оно хорошо гнется. Копылья березовые, вязки черемуховые".
В маленькой мастерской жарко, как бане, перед тем как работать с деревом, его нагревают на пару.
Самое сложное - сделать полозья для саней. Деревянный брусок хорошенько распаривают, делают насечки на месте сгиба и придают нужную форму.
Готовый полоз обвязывают и оставляют на несколько дней сушиться. После сушки сани для прочности перевязывают лыком. Теперь их можно запрягать. Прослужат долго, уверяет мастер.
Саням, которые хранятся в местном музее, уже больше ста лет. Празднично выездные, с отделкой из ткани и красочной росписью - редкий экземпляр. На задней части кузова есть даже клеймо мастера.
Вена Мазалецкая, хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника: "Эти сани изготовлены мастером Зимарского обихода Федором Поповым. Конечно, такие сани красивые были не в каждом крестьянском хозяйстве. Такие сани мог себе позволить только богатый хозяин".
На таких санях выезжали только по большим праздникам. А теперь их встретишь разве что в музее. Да и обычные дровни в деревнях - уже большая редкость.
Сани "Виктория", с облучком для кучера и двухместным салоном. Прокатиться в таких - одно удовольствие.
Мария Демидова, сотрудник конно-каретного двора г. Ярославль: "Дело не в скорости, дело в красоте, в традиции, наверно, поэтому сани, как один из других зимних средств передвижения, самый антуражный, интересный".
Деревянные розвальни на ярославском конно-каретном дворе запрягают нечасто. Но с тройкой резвых лошадей, да с бубенцами, говорят, лучше этих простеньких саней, и не придумаешь.