Обмен «списками»: новый виток напряженности между Россией и США
Главной международной новостью стал обмен списками невъездных между Вашингтоном и Москвой. Сначала на сайте министерства финансов США появился так называемый "список Магнитского". 18 фамилий тех, кого американцы считают нарушителями прав человека в России. Но есть еще и закрытая часть списка. Сколько там имен, кто и за что в нее попал – американский секрет.
Российский МИД уже заявил, что создание такого списка – ничем не спровоцированный недружественный шаг. И сделал симметричный ход, опубликовав на своем сайте так называемый "список Гуантанамо". Тоже 18 имен в открытой части. И неизвестно сколько – в закрытой.
Сейчас, когда обмен списками уже произошел и счет формально сравнялся, остается принципиальный вопрос: как быть с главным, с так называемым "актом Магнитского", подписанным Бараком Обамой еще в декабре 2012 года. Ведь опубликованный в США в минувшую пятницу, 12 апреля, одноименный список по обе стороны Атлантики был сразу же воспринят как свидетельство попытки Белого дома минимизировать ущерб, нанесенный в свое время вынужденным принятием этого закона.
"Администрация Обамы по крайней мере постаралась излишне не заострять ситуацию в российско-американских отношениях накануне визита помощника президента по национальной безопасности в Москву", - отмечает политолог Дмитрий Саймс.
Еще полгода назад, в момент подготовки и принятия в Вашингтоне так называемого "акта Магнитского", было понятно, что этот закон, формально призванный защищать права, сам, с точки зрения права не выдерживает никакой критики.
"Никакого расследования не проводилось. Фактически была презумпция виновности. Я думаю, что мы знаем в отношении Магнитского одну вещь бесспорно. Он трагически погиб в тюрьме, вот это мы знаем. А вот чем занимался господин Магнитский, тут есть две разные версии, и никакого расследования версии, которую дал Уильям Браудер, никакого расследования ни в Конгрессе, ни в Администрации не проводилось", - заявлял в марте 2013 г. Дмитрий Саймс.
Уильям Браудер - инициатор создания "списка Магнитского", продавивший его через Конгресс США, глава фонда "Эрмитедж Кэпитал", на которого, собственно, и работал аудитор Сергей Магнитский. В России и того, и другого обвиняли в уклонении от налогов в особо крупном размере и аферах с акциями российских компаний. Ущерб государству оценивается не менее чем в 3 миллиарда рублей.
18 к 18 - формально ничья. 16 человек, занимавшихся в разное время расследованием дела юриста "Эрмитедж Кэпитал" Сергея Магнитского, чью причастность к его смерти в Бутырской тюрьме никто так и не удосужился доказать, и еще двое, вообще никакого отношения к Магнитскому не имеющие – вот фигуранты американского списка.
18 фамилий граждан США, чья причастность к легализации пыток, похищениям людей, и их незаконному и бессрочному содержанию под стражей, не требует доказательств, ибо никогда не скрывалась – вот так называемый российский "список Гуантанамо", опубликованный в ответ.
"Наверное, мы могли бы внести в этот список какие-то громкие имена записных русофобов, тех, кто постоянно упрекает нас в том, что мы, являясь вторым изданием Советского Союза, ведем новую империалистическую политику в мире. Но именно это бы и означало, что мы призываем к эскалации, призываем к эскалации напряженности своими действиями. Именно поэтому наш ответ и зеркален, и адекватен", - поясняет председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Михаил Маргелов.
Визит в Россию Тома Донилона, помощника Обамы по национальной безопасности, начинается уже 15 апреля. Официальной целью его приезда является подготовка встречи Президентов России и США. Рискнем предположить, что для успеха этой миссии Донилону предстоит дать российским властям некоторые гарантии, связанные с тем, как администрация Белого дома намерена в дальнейшем исполнять закон по прихоти Конгресса почти обрушивший отношения между нашими странами.
"Сам факт составления подобных списков в отношении официальных лиц другой страны свидетельствует об очень плохом уровне отношений между государствами, потому что даже во времена "холодной войны" подобных списков не было. Они составлялись в Соединенных Штатах только исключительно в отношении стран-изгоев, с которыми отношения были и так уже окончательно испорчены, - отмечает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
Ерничество и злорадство по поводу того, что принятый в Вашингтоне закон угрожает интересам лишь очень узкого круга россиян, располагающих собственностью или сбережениями в Америке, в данном случае неуместны. Достаточно взглянуть на текст так называемого "акта Магнитского", чтобы понять истинное назначение подписанной Обамой бумаги.
Цитата: "Конгресс полагает, что Соединенные Штаты должны решительно поддержать и предоставить помощь российскому народу в его усилиях установить прочную демократическую политическую систему. Подавление российским правительством инакомыслия и политической оппозиции - предмет глубочайшей озабоченности правительства США и американского народа".
Таким образом, власти Соединенных Штатов впервые после "холодной войны" предпринимают официальную попытку прямо противопоставить народ России и избранную им законную власть. Вашингтон на законодательном уровне присваивает себе право определять степень легитимности применяемых этой властью решений, а в качестве инструмента давления использует некие, никем не ограниченные секретные списки.
"Этот список будет наверняка использоваться как, если хотите, своего рода домоклов меч, который будет повешен над теми в России, кто имеет возможность, кто отвечает за какие-то решения в политической области, которые оппозиция считает репрессивными" - полагает Дмитрий Саймс.
Помимо гипотетической возможности вмешательства в наши внутренние дела, "акт Магнитского" опасен тем, что его влияние на нашу внешнюю политику малопредсказуемо. Заявление представителя Эстонии в Евросоюзе Кристины Оюланд о необходимости принятия "списка Магнитского" в Евросоюзе - лучшее тому доказательство. Отныне "акт Магнитского" - это неисчерпаемый повод для русофобских провокаций, мишенью для которых может стать любая из достигнутых нами внешних договоренностей. Особенно в Европе.
"Закон Магинтского" - это реальность, надо признать, негативная реальность. Он сменил поправку Джексона-Вэника, и насколько я могу свою экспертную оценку сделать, что речь идет о существовании закона примерно в таких же исторических перспективах. Речь идет о том, что этот закон может существовать десятилетия. Поэтому здесь ограничиться анализом одного списка на 18 человек нельзя. Надо работать", - считает политолог Николай Злобин.
Парадоксально, но пока единственный человек, для которого вся эта эпопея с "актом Магнитского" уже стала реальной проблемой, это президент Соединенных Штатов. Есть ряд вопросов, при решении которых ему не обойтись без договоренностей с Москвой: это и американская система противоракетной обороны, и иранский атом, и гражданская война в Сирии.
Каждый новый симптом того, что такие договоренности в принципе возможны, вызывал бурю возмущения в Вашингтоне задолго до ноябрьских президентских выборов в США. И вот, сразу после переизбрания, свой второй срок Барак Обама был вынужден начать, собственноручно расписавшись в том, что все, что ему удалось в отношениях с Россией в течение первого срока, теперь надо начинать с нуля.
Тем не менее конспирологи полагают, что у России и США есть рычаги для решения мировых конфликтов в интересах обеих стран. Команда Обамы и команда Путина – общие шаги и вероятные компромиссы, о которых Первому каналу рассказал один из ведущих европейских политологов Тьерри Мейсан. Подробнее в аналитической программе Михаила Леонтьева "Однако".