Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
12 сентября 2010, 21:30

Первая после сезона отпусков неделя в Москве ознаменовалась рекордным числом автомобильных пробок

Сводки о затруднениях на дорогах с перечислением главных улиц столицы звучат как с фронта и ежедневно заканчиваются словами "стоит всё". Отчего властям города никак не удается модернизация дорожного движения в Москве на практике?

"Транспортный коллапс" - иначе дорожную ситуацию в Москве назвать трудно. Эксперты в один голос говорят об отсутствии в столице градостроительной политики и стратегических ошибках при планировании развития города: 20 лет назад никто не подумал о том, что число автомобилей в городе будет расти такими темпами.

Научный руководитель НИИ транспорта оценивает ситуацию около станции метро "Речной вокзал". Пробки здесь — явление почти круглосуточное. Ученый до сих пор в шоке: почему на месте, которое советские проектировщики оставили для расширения дорог и строительства транспортных развязок, в Москве один за другим растут торговые центры?

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: "Вот это безобразие называется у нас в Москве "транспортно-пересадочный узел". А я говорю, что транспортно-пересадочный узел здесь убит, вместо него здесь торговый узел. Это грубейшая ошибка, и результаты ее нужно будет устранять много-много лет".

Дорожная улица — хороший дублер все того же вечно перегруженного Варшавского шоссе. Но на одном из участков улицы дороги просто нет — 160 метров пустыря мешает автомобилистам. Эти 160 метров пустыря не могут заасфальтировать уже лет 20. Деньги нашлись только на то, чтобы перегородить проезд бетонными блоками.

Александр Шумский, руководитель Московского центра борьбы с пробками: "Если Юрий Михайлович даст указание, то это будет сделано завтра. Самое главное, люди здесь начали ездить, но решили закрыть, но чтобы 20 лет не ждать, мы должны общественность в этом плане взбудоражить".

В Москве тысячи таких дорожных проблем, которые власти не замечают десятилетиями. За дело пришлось браться общественным активистам: они в Интернете начали прием конкретных предложений по борьбе с пробками и пытаются заставить чиновников сделать хоть что-нибудь. Московский художник Артем Попов создал небольшой мультфильм, чтобы наглядно показать разные методы решения дорожных проблем – по-европейски, по-американски, по-японски и по-московски.

Журналисты подсчитали: стоимость строительства 4-го транспортного кольца больше, чем Большого адронного коллайдера или тоннеля под Ла-Маншем. Но Юрия Лужкова это не останавливает. В эфире программы "Познер" 17 ноября 2008 года он предложил "оставить подобные вычисления на совести "Новой газеты", которая опубликовала приведенные данные. "Четвертое кольцо мы строим и дальше будем строить", - уверил тогда мэр Москвы.

Сергей Алексашенко, экономист, первый заместитель председателя Центробанка в 1995-98 гг.: "Появился такой термин — "экономика РОЗ": экономика распила, отката и заноса. Это как раз объясняет, почему у нас дороги такие дорогие".

Экономист Сергей Алексашенко уверен: львиная часть бюджетных денег, выделенных на строительство, уйдет в карман городских чиновников, их друзей и жен.

Сергей Алексашенко, экономист, первый заместитель председателя Центробанка в 1995-98 гг.: "4-е кольцо проходит по городской территории, где стоят какие-то дома, заводы, территории, земли, и все это нужно выкупить. И вот в эти сумасшедшие миллионы долларов за километр входит выкуп этих земель. Я не сомневаюсь, что земли или здания куплены нужными и правильными людьми, которые получат свои доходы".

Москва разрезана на части железными дорогами, промзонами и реками. Все эксперты говорят: городу катастрофически не хватает развязок, тоннелей и мостов, которые должны связывать районы между собой.

Простейший пример. От улицы 800-летия Москвы в Бескудникове до улицы Инженерной в Алтуфьеве около 200 метров. Но между ними — железная дорога. Путь на автомобиле через МКАД — 11,5 километра. Примерно такое же расстояние, 11,3 километра, если объезжать с другой стороны, через Сигнальный проезд.

О существовании подобных проблем Юрий Лужков прекрасно осведомлен. Во всяком случае, еще несколько лет назад – в 2007 году - он ругал за это своих подчиненных: "Ну чего мы в Кожухово сегодня создали спальный район, из которого огромное количество людей нужно вывозить в город и решать просто жуткую транспортную задачу?" Но ситуация на дорогах в Кожухове до сих пор практически не изменилась.

Василий Бычков, архитектор, член Общественной палаты: "Почему построено так мало развязок, почему так мало парковок, почему такая медленная модернизация общественного транспорта? Вам ответят, что денег нет, это очень все дорого. Это действительно дорого, но денег нет, понимаете, мы живем в идеологии перманентного дефицита бюджета. А так ли это?"

Но некоторым районам в Москве везет чуть больше, чем остальным. На Мичуринском проспекте только что закончились работы по расширению проезжей части до четырех полос в каждую сторону, скоро откроется перекресток и подземный пешеходный переход. Власти не скрывают, что делается это для удобства местных жителей. Наверное, это просто совпадение, что элитное жилье на Мичуринском строила компания "Интеко", которая, как известно, принадлежит Елене Батуриной, жене мэра Москвы Юрия Лужкова.

Кстати, другая фирма Елены Батуриной выиграла конкурс, и теперь здесь же, на западе столицы, строит продолжение Мосфильмовской улицы. В итоге получится полноценный дублер Мичуринского проспекта. 500 метров дорожного полотна обойдутся бюджету почти в 5 миллиардов рублей, то есть около 10 миллионов за погонный метр.

Получается, иногда для удобства москвичей городским властям никаких бюджетных денег не жалко. Кстати, другой микрорайон, на Ходынском поле, который тоже застраивала фирма супруги Юрия Лужкова, особых транспортных проблем не испытывает. Для жителей этих домов соорудили выезды на все четыре стороны.

Зато для остальной части города Юрий Лужков уже много лет предлагает оригинальные идеи, как побороть пробки.

Юрий Лужков, мэр Москвы (2005 год): "Посмотрите на карту Москвы, и вы увидите, что мы еще можем сделать 9 крупных вылетных магистралей от наших 9 вокзалов".

В разное время он также предлагал использовать вертолеты и катера на реках в качестве такси, предлагал начинать рабочий день в московских офисах раньше, с 7 утра, предлагал строить большие паркинги в центре города - под дном Москвы-реки, предлагал сделать Малое кольцо Московской железной дороги крупнейшим транспортно-пересадочным узлом, объединив его с метрополитеном. Но почему-то все эти идеи остались на уровне виртуальных обсуждений, а реальное положение дел каждый москвич видит сам, выглянув в окно.

В столичном департаменте транспорта, который отвечает за организацию движения в городе, недавно появился новый руководитель. Он признает, что наследство ему досталось непростое.

Василий Кичеджи, руководитель Департамента транспорта и связи г.Москвы: "Сегодня отсутствует единая система управления в городе Москве по управлению светофорами. Такая система действует только в пределах Третьего транспортного кольца. А эта система управления должна распространяться на весь город".

Василий Кичеджи в конце августа представил свою книгу о транспортных проблемах мегаполиса. На презентации издания побывал и мэр Юрий Лужков. Но судя по отсутствию какой бы то ни было реакции градоначальника во время выступления Кичеджи, до решения проблемы пробок в Москве еще очень далеко.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей