Видеозапись жёсткой посадки самолёта в Домодедове изучают следователи
Все самолёты Ту-154, которые эксплуатируются в России, пройдут внеплановую проверку. Такое решение принято после аварийной посадки лайнера этого типа в аэропорту Домодедово. Кроме того, Ространснадзор проведёт ревизию технического состояния авиапарка компании "Дагестанские авиалинии" и оценит профессионализм экипажей.
В минувшую субботу практически сразу после взлёта у машины, которая направлялась в Махачкалу, отказали два из трёх двигателей. Лётчики приняли решение идти на экстренную посадку. Мы располагаем записью с камер видеонаблюдения аэропорта Домодедово, которые зафиксировали снижение и жёсткое приземление лайнера.
Кадры с камер видеонаблюдения аэропорта Домодедово сейчас внимательно изучают и авиационные эксперты, и следователи. Ту-154 пытается совершить посадку. Тяжелая машина - 20 тонн топлива на борту - с отказавшими системами только что вынырнула из облаков. Навигации никакой. А видимость - почти у самой земли. Пилотам едва удается выровнять лайнер. Самолет задирает нос и идет со значительным креном над полосой. Тяги поврежденных двигателей не хватает для того, чтобы плавно посадить машину. А ведь если бы летчики не удержали лайнер, жертв могло быть гораздо больше. В какой-то момент кажется: Ту-154 подпрыгивает при касании - настолько велика скорость, гораздо выше положенной. В результате лайнер садится лишь в середине полосы. Жесткое приземление. Клубы пыли. Из-за отказа двигателей реверс не работает, и тормозить нечем. Через несколько сотен метров самолет наткнется на препятствие и развалится.
Патимат Гаджиева: "Такой сильный удар. Один удар, второй, третий. Все держались. И уже четвертый удар - видимо, когда носом ударился, какая-то получилось каша, все оказались внизу. На нас кресла, крики, все просят о помощи, но никто никому помочь не может".
Два человека погибли. Десятки раненых. Сейчас в больницах остается 54 пассажира. Из них 14 - в тяжелом состоянии. Сиражудин Рамазанов сидел во втором салоне. У аварийного выхода. Сейчас он просит не показывать лицо. Вместе с соседями мужчина вытолкнул дверь и помогал эвакуировать пассажиров. Понимали: взрыв может произойти в любой момент.
Сиражудин Рамазанов: "Керосин выходит под большим напором. И все на крыло и вниз. Скользко было стоять. Вниз спустился и стал принимать женщин, пожилых людей. Скользко было на крыле, стоять невозможно было. Многие падали в крыло ногой, царапали, рвали кожу".
Специалисты уже обрабатывают данные черных ящиков. Пока найдены лишь те, которые фиксировали технические параметры. Уже ясно, что на высоте около 9 тысячи метров отключились первый и третий двигатели. Второй двигатель не отказал, как сообщалось первоначально. Впрочем, едва ли это меняет суть дела. Следователи сейчас внимательно изучают все нюансы.
Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ: "Будут проверены все версии. Техническая неисправность, отказ во время полета, ошибки экипажа, топливо, метеоусловия, но пока нет ни одной в качестве приоритетной".
Предполагаемые причины ЧП широко обсуждаются и в прессе. По одной из них, экипаж лайнера мог забыть включить насосы, которые подкачивают топливо. Но с другой стороны, самолетом управляли опытнейшие летчики, у командира налет 17 тысяч часов. Специалисты сомневаются, что такое вообще возможно.
Есть и другое предположение - на земле перед взлетом забыли залить специальное вещество - так называемую незамерзайку. В результате лед забил фильтры, через которое топливо поступает в двигатели. Однако экспресс-анализ, проведенный в аэропорту Внуково, не выявил каких-либо нарушений.
Наконец, еще одно предположение. Якобы перед вылетом из Махачкалы у самолета возникли проблемы с двигателями. А по словам источника агентства РИА Новости в структурах, близких к расследованию происшествия, экипаж принял решение лететь с двумя неисправностями. Но в авиакомпании говорят: неправда.
Это третье крупное происшествие с Ту-154 в этом году - после катастрофы польского борта № 1 и ЧП в Ижме. Однако приостанавливать эксплуатацию лайнера не будут. Вместо этого Росавиация намерена проинспектировать авиакомпанию "Дагестанские авиалинии". Проверят и российские аэропорты в целом: прежде всего состояние топливо-заправочных комплексов и средств противообледенительной обработки.