Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
2 октября 2011, 21:10

Электронное правительство — облегчит ли электронный документооборот жизнь гражданам?

Со вчерашнего дня в России вступила в действие программа электронного оборота документов в федеральных ведомствах. Это означает, что теперь и граждане и бизнес избавляются от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в электронном виде, то чиновники должны обмениваться ими сами. По сути, это революция в жизни русской бюрократии всех уровней - отбирается уникальная возможность отказать человеку под предлогом отсутствия нужной бумажки. В правительстве рассчитывают уже с июля ввести эту практику и во всех регионах.

За справками инвалиду Марине Котмановой приходилось приезжать не только в этот департамент жилищной политики. Чтобы оформить бабушкину квартиру в собственность, ей необходимо было собрать более 20 документов из разных инстанций. Чем она и занималась на протяжении 5 лет.

Необходимые документы Марина могла бы собирать и больше времени, если бы в её историю не вмешался глава города Тюмени. И девушка в итоге получила долгожданное право на собственность. Сейчас в среднем на эту процедуру уходит до полугода, из которых сам документ делают не больше месяца, а остальное время занимает сбор справок.

Ежегодно в различные ведомства поступает свыше 80 миллионов обращений граждан и все они требуют бумажного ответа. Это приводит и к дополнительным государственным затратам, и к очередям. Эту проблему сейчас решают во многих странах. Но в небольших государствах это получается эффективнее, поскольку здесь и количество обращений значительно меньше.

Специальная карточка есть у каждого Эстонца. Это одновременно и паспорт, и водительское удостоверение и медицинская карта. И не только. Подключив её к Интернету, можно общаться с государством, что называется, не выходя из дома.

"С этой карточкой очень удобно подавать налоговые декларации. Раз в год мы её подаем. Я с помощью этой карты удостоверяю, что сделал это я. И буквально через 2-3 недели, если я что-то переплатил государству, эта сумма возвращается мне на счет", - говорит житель Таллина Александр Беседин.

Подобные электронные возможности несколько лет назад стали развивать и у нас, запустив интернет-портал gosuslugi.ru.Регистрация на этом сайте тоже позволяет дистанционно общаться с государством. Но возможности портала пока ограничены. И в первую очередь из-за существующих взаимоотношений между самими министерствами и ведомствами. Например, для замены гражданского паспорта, могут понадобиться справки из ЗАГСа, Военнкомата, ФМС и других учреждений. Эти документы уже давно хранятся в электронном виде. И, казалось бы, чего проще запросить их по электронному каналу связи. Но как раз такой связи между учреждениями и нет.

"Нет единой технической политики, нет единых форматов предоставления документов, кто-то работает, условно говоря, в Эпле, кто-то работает в Ворде. И поэтому документы могут быть и не совместимы друг с другом после пересылки их по каналам связи", - объясняет председатель совета Российской ассоциации электронных коммуникаций Михаил Якушев.

Эта проблема и приводила к тому, что сбором дополнительных документов занимались сами граждане. Но с вводом системы "электронного правительства" правила меняются.

На прошедшем на этой неделе совещании, посвященном предоставлению госуслуг населению, премьер-министр Владимир Путин объяснил, что с 1 октября при обращении в федеральное ведомство чиновникам запрещается требовать справки. Теперь их сбором госслужащие будут заниматься сами.

"Внедрение современных электронных технологий, безусловно, позволит значительно ускорить и упростить многие административные процедуры, убрать неэффективные расходы. Потому что дело еще в том, что большое количество чиновников сидит, взаимодействуют друг с другом, это и дополнительные расходы, связанные с содержанием таких помещений, с заработной платой и так далее, - сказал Владимир Путин. Не надо будет тратить время для граждан на получение разного рода дополнительных справок, как я уже сказал, на утомительное стояние в очередях, от которого люди изнывают частенько".

Какими утомительными бывают очереди, посетители этой регистрационной палаты Подмосковья знают не понаслышке. Оказавшись в этом коридоре, сразу понимаешь, что на оформление земли в собственность требуется либо много времени, либо много денег. Новая электронная система межведомственного взаимодействия, по мнению премьера, не только решит вопрос очередей, но и позволит эффективно бороться с коррупцией.

"Могу себе представить, что на каких-то уровнях и в каких-то учреждениях будет желание у некоторых людей, которые занимаются этого рода деятельностью, и специально что-то создавать, какие-то проблемы, потому что не всегда на местах чиновники хотят, чтобы их подменяла эффективно работающая техника. Но потому что и коррупционная составляющая, я надеюсь, будет исчезать там при внедрении этой техники", - считает Владимир Путин.

С другой стороны, подчеркнул премьер, работа в системе "электронного правительства" потребует от чиновников больше внимания. Поскольку с её внедрением - возрастет оборот документов.

"Могут возникнуть ситуации с так называемой грязной информацией, то есть просто неполноценной, либо недостоверной. Нужно всё это проверять, своевременно учитывать и вносить коррективы. Только так мы сможем добиться нужного эффекта, - считает премьер-министр.

Внедрение электронных технологий в конечном результате приведет и к сокращению государственных затрат, и времени ожидания запрашиваемых документов - с нескольких месяцев до нескольких дней.

"Полноценная работа по межуровневому и межведомственному взаимодействию позволит сократить оформление загранпаспорта населения с 30 дней до 2-3 дней с доставкой до миллионников в Российской Федерации, то есть в 10-15 раз мы оформление документа сделаем быстрым и цивилизованным", - пообещал директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. 

Правда, когда будет быстро и цивилизованно - сказать сложно. Это перспективы на будущее. Пока же нововведения коснулись взаимодействия населения с федеральными ведомствами. Но с июля будущего года требовать справки чиновники не смогут и на региональном, и что, самое главное, и на муниципальном уровне, где услуги государства востребованы больше всего. Особенно такие, как подача налоговой декларации и регистрация собственности, которые сейчас вызывают больше всего нареканий.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей