Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 апреля 2012, 21:34

Трагедия в Тульской области возобновила дискуссию о праве человека на защиту своего дома

Самой обсуждаемой темой недели стала история бизнесмена Гегама Саркисяна из Тульской области, зарезавшего троих грабителей, которые проникли к нему в дом и угрожали убить его многодетную семью. Это трагедия и для семьи и для хозяина дома, который оказавшись перед страшным выбором смог защитить себя и своих близких. Но это и урок тем, кто вообразил себя настоящими гангстерами – следствие рассматривает Саркисяна как потерпевшего, человека, который оборонялся.

В ближайшее время в Госдуму может быть внесен законопроект, согласно которому любой гражданин будет вправе убить преступника, вторгшегося в его дом, применив против налетчика любые доступные средства вне зависимости от того, вооружен ли бандит или грабитель.

"Семимесячный ребенок, подставили пистолет к виску, девочку, семь лет, стали избивать, мальчика семь лет... короче, ужас", - рассказывает Марина Саркисян.

"Детей били, жену, дочку, сноху, на меня переходили, пистолет был и нож, он пистолет мне в рот засунул", - вспоминает Гегам Саркисян.

Этот ужас продолжался полчаса. Четверо грабителей, вооруженные пистолетом и ножом, ворвались в дом и требовали деньги, драгоценности. Когда им все отдали, потребовали еще, продолжая избивать детей и женщин. Потом решили, что пора убивать. Услышав это, предприниматель, несмотря на тяжелую травму головы, сумел вырваться из рук нападавших.

Кухонным ножом Гегам Саркисян убил троих грабителей. Четвертого ранил. Говорит, это был единственный выход защитить свою семью. Но как только началось расследование, следователи заговорили о грани между мужеством и безрассудством.

"Характер причинения ножевых ранений дает основание полагать, что, возможно, это было и за пределами необходимой обороны", - говорит руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Тульской области Татьяна Сергеева.

Грабители оказались ранее судимыми, один из них состоял на учете в наркодиспансере. И то, что защитивший детей и женщин от вооруженных рецидивистов глава семьи может понести уголовную ответственность, стали обсуждать все и везде, широкий общественный резонанс, в интернете тысячи комментариев  в поддержку Саркисяна. Дело на свой контроль взяла Общественная палата. В среду, 11 апреля, в Следственном комитете России заявили, что Герам Саркисян не нарушил закон.

"В рамках этого уголовного дела о разбойном нападении Саркисян признан потерпевшим. Полученные на сегодняшний день следствием данные свидетельствуют о том, что Саркисян действовал в пределах необходимой обороны от преступного нападения четверых вооруженных грабителей", - заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Для отца Яны Тарасовой - 71-летнего пенсионера - самооборона в собственном доме закончилось обвинением в умышленном убийстве, судом, и реальным сроком - 4,5 года лишения свободы. Суд сделал пометку, что это мера - ниже низшего. Но для старика и этот тюремный срок может оказаться пожизненным.

Сахалинская история похожа на ту, что произошла под Тулой. В дом к 71-летнему Александру Тарасову ночью влез 26-летний грабитель. Требовал отдать пенсию полученную накануне. Бил палкой. И пенсионер, добравшись до ножа, дал отпор.

"Этим ножом махал – у него была одна цель – вытолкать нападавшего из квартиры", - пояснил адвокат Александра Тарасова Григорий Крещенский.

Теперь местные блогеры, кого не оставила эта история равнодушным, носят в СИЗО продукты и снова собирают деньги на адвокатов. Будут подавать кассационную жалобу. Говорят, ведь на месте пенсионера может оказаться каждый.

Михаил Макаров уже отсидел 11 лет из 13,5 за умышленное убийство. Хотя он так же защищался от человека, который напал на него с ножом. И это далеко не единственный случай, говорят юристы, когда самооборона на деле в уголовных делах превращается в тяжкое преступление - умышленное убийство.

"У нас, несмотря на то, что, в принципе, говорят о том, что палочная система отменена, я думаю, так скажем, этот вирус "галочный", он еще остался. Милиции выгодно раскрыть, полиции в данном случае, следственным органам выгодно раскрытие довести до суда преступление особо тяжкое, чем преступление средней тяжести или незначительной тяжести", - говорит адвокат Георгий Тер-Акопов.

Из средств самообороны в квартире Оксаны Нестеровой теперь только сувенирный кинжал и газовый баллончик. Жительнице Нижнего Тагила дважды приходилось защищаться от грабителей, ворвавшихся в дом. И это уникальный случай: дважды она сумела доказать, что не виновна. Первый раз, в 2007 году, она застрелила двух грабителей-наркоманов, которые ворвались в квартиру и стали жестоко избивать ее мужа, требуя деньги. Три года спустя ее снова пытались ограбить двое вооруженных людей. В квартире были сестра и маленькие дети. Когда нападавшие начали стрелять, Оксана бросилась в комнату за своим оружием.

"Выхватила ружье, начала кричать, и смотрю, он на меня бежит, что-то держит. Я в его направлении выстрелила, даже не целясь, чтобы напугать больше", - рассказала Оксана Нестерова.

Ее снова оправдали, но конфисковали ружье, которым оборонялась. Юристы говорят: чтобы не оказаться на скамье подсудимых нужно во время нападения правильно оценить обстановку и потом суметь доказать, что жизни действительно угрожала опасность. Но как это сделать, когда решение необходимо принимать в считанные секунды, точно никто сказать не может. Психологи уверяют: предугадать действия преступников практически невозможно, будут они убивать или нет, и в этом случае психологически жертве нападения остановиться при самообороне сложно.

"Если кто-либо вошел на территорию моего обитания - дачный участок, квартира, коттедж - вот в момент, когда он незаконно сюда проник, он поставил себя вне закона; и что бы у меня ни было в руках - нож, пистолет, автомат - я имею право защищать свое жилище, мой дом - моя крепость", - считает полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.

Мой дом - моя крепость. Или Доктрина крепости. В Соединенных Штатах этот закон разрешает защищать себя и свой дом всеми возможными силами и средствами. Здесь говорят: если преступник врывается в дом, он уже знает, на что идет, и знает, что может быть убит.

"Если бы члены моей семьи были бы в опасности, я бы не колебалась - я бы стреляла. Закон о защите собственной территории позволяет чувствовать себя уверенно", - говорит жительница Флориды Чикуита Тернер.

Чувствуют себя уверенно и израильтяне. Благодаря фермеру Шаему Дроми. В 2007 году был принят законЮ названный его именем - закон Дроми. Такой же, как Доктрина крепости в США. Фермер застрелил одного из четырех грабителей, проникших на его ферму. Он говорит: постоянные грабежи и бездействие полиции заставили взяться за ружье, несмотря на то, что тогда это было незаконно.

"До принятия Закона Дроми обычные граждане, такие, как я, постоянно подвергались угрозам. Я, как и остальные, воспринимаю этот закон, как своего рода устрашение, сдерживание. И воры это воспринимают точно так же. Закон принимает на себя ответственность и разрешает защищаться тому, кого атакуют. Это было абсурдно, когда на тебя нападал вор, и ты мог попасть под суд, если причинишь ему вред. Закон Дроми защищает жертву, а не вора", - поясняет фермер.

Гегам Саркисян по-прежнему остается в больнице. Но уже не как подозреваемый в убийстве, а как потерпевший. В этот раз весы правосудия качнулись в его сторону. И эта история в Тульской области во многом может стать поводом пересмотреть наше законодательство так, чтобы выражение "мой дом - моя крепость" было не просто красивой фразой, а стало законом, по которому атаковать вооруженных незваных гостей можно было бы любыми силами и средствами. Не боясь оказаться за решеткой.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей