Дмитрий Медведев: «дорожные войны» остановит только ужесточение ответственности для нарушителей
О трагедии в Вологодской области говорили на совещании, которое провел Дмитрий Медведев. Премьер-министр подчеркнул: подобные ЧП - следствие комплексных проблем. Особенности национального вождения - хамство и грубость автомобилистов, в том числе так называемых "привилегированных" участников движения.
Отдел ГИБДД по Одинцовскому району в Подмосковье - здание современное. Никаких очередей в зале. Табло за контролем машин ГАИ, оснащенных системой "Глонасс". Мониторы и переносные планшеты для работников автоинспекции. Но, наверно, самый живой интерес у Премьер-министра вызвал простой, хорошо известный водителям прибор - алко-тестер. "Ответьте на главный вопрос: на кефир он реагирует?" - спросил Дмитрий Медведев. Премьер-министра заверили, что на кефир прибор не реагирует.
Помимо пьянства за рулем, главная беда российских дорог - безответственная езда, часто на грани фола. По статистике, именно выезд на встречную полосу и превышение скорости чаще всего становятся причинами ДТП со смертельным исходом. А сама статистика потерь на улицах и трассах все еще похожа на сводки из мест военных действий.
"Около 30 тысяч человеческих жизней в год уносят "дорожные войны". Это конечно, очень тяжелая статистика. Общая статистика также неблагоприятна. Потому что у нас на 100 тысяч человек, к сожалению, гибнет в несколько раз больше людей, чем в европейских странах, притом что автомобилей у нас все-таки меньше, чем в Европе", - сообщил Дмитрий Медведев.
Поэтому, предложили участники совещания: лихачей надо наказывать. Не после ужасных аварий, а до. Лишать прав за систематическое злостное нарушение правил дорожного движения, что называется, по совокупности. Правда, для этого, необходимо ввести понятие "агрессивное вождение".
"Это угроза жизни и здоровью неопределенному круг лиц. То есть это принципиальная вещь. Это не ошибка, не заблуждение, не неосторожность – это намеренная угроза жизни и здоровью", - объяснил эксперт в области транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
"Правильно я понимаю вас и коллег ваших, что вот эта конструкция опасного вождения рассматривается как преступление с умышленной формой вины?" - спросил Дмитрий Медведев.
Глас народа, опросы социологов подтверждают: водители с низкой культурой вождения - главные виновники аварий на дороге. И вот здесь исследователи обнаружили редкое единодушие между мнениями пешеходов, водителей и даже сотрудников ГИБДД. 37% респондентов заявили: среди нарушителей очень часто встречаются автомобилисты с привилегиями: от силовиков и бизнесменов, до представителей местной элиты.
"Сотрудники ГАИ оценивают в Москве долю такого рода возможных правонарушителей от 20 до 40%. В регионе мы видим, что этот процент намного меньше. Оценка идет от 2 до 10%. Кто же это такие, которые пользуются этими неформальными привилегиям и на дорогах? До чего доходит – личный парикмахер губернатора! И они знают, что если он возьмет и сейчас позвонит в администрацию, то действительно у него могут возникнуть определенные проблемы. Лучше его отпустить", - рассказал первый заместитель генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения Константин Абрамов.
С такой вседозволенность на дорогах будем бороться, заявил Дмитрий Медведев. Быстро и жестко. Главное - подать пример.
"Когда речь идет о лицах, имеющих преимущество, надо наказать примерно, уволить 5 десятков человек от должностей за использование соответствующих преимуществ. В прямом смысле слова. Не надо наказывать, привлекать к уголовной ответственности или еще чего-то. Уволить просто! Вот это поможет. Причем на разных позициях. Прокурор – значит, пошел вон. Еще кто-либо из соответствующего списка – до свидания!" - уверен Дмитрий Медведев.
Впрочем, ужесточение санкций в будущем ждет всех нарушителей без исключения. Количество камер на дорогах вырастет в разы. А от наземных пешеходных переходов на широкополосных трассах надо избавляться, сказал Премьер-министр. Заменить их под- или надземными. И пробок меньше станет, и опасности для людей.