С нового учебного года историю в России начнут преподавать по единой концепции
России необходима единая концепция преподавания истории. При этом нельзя ограничивать школьных учителей в стремлении как можно шире показать разные точки зрения, а также использовать дополнительные материалы. Об этом сегодня шла речь на встрече Владимира Путина с авторами концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
В том, что единая концепция преподавания истории вызовет бурные споры, никто и не сомневался. Вопрос чувствительный. Недаром сами историки шутят: Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Когда даже ключевые события отечественной истории трактуют настолько по-разному, когда столько учебников, как быть учителям и ученикам?
"Школьники - это люди, которые далеко не всегда имеют достаточного познавательного опыта, и поэтому, сталкиваясь с принципиально разными точками зрения на одни и те же события в разных учебниках, они могут просто потеряться и потерять в принципе интерес к учебному предмету", - считает учитель истории и обществознания гимназии № 9 г. Екатеринбурга Александр Кулагин.
Как сделать школьный курс истории познавательным, увлекательным и максимально объективным? Полгода широкой общественной дискуссии. Академики и школьные учителя, ветераны и старшеклассники, общественники и государственные чиновники искали компромисс. Как результат - та самая единая концепция, что ляжет в основу целой линейки учебников и методических пособий. Слово "единая", дал понять Президент, не должно никого пугать.
"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенные, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь о другом – единой логике преподавания истории, понимания неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений, мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков. Отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода", - подчеркнул Владимир Путин.
Между тем достижения предыдущих поколений часто принижаются, полагает Президент. Путин назвал "безобразием" некоторые оценки событий Второй мировой и послевоенной истории.
"Я сейчас не говорю о принижении, сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи, это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться. Вот говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Ну, отчасти надо признать, что идеология там совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм? Какие были бы последствия? Вообще некоторых народов бы не осталось как таковых. Их просто истребили бы. Вот и все", - сказал Владимир Путин.
Президент напомнил: впереди важнейшие даты: 100 лет с начала Первой мировой, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 100-летие Февральской и Октябрьской революций. Тем важнее, что единую концепцию преподавания истории обсуждали не келейно, а всем обществом.
Сергей Нарышкин: "Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что вот соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию "Краткого курса ВКПБ" условно.
Владимир Путин: "Почему ВКПБ вы сказали шепотом? Вы сами боитесь, или боитесь, что мы испугаемся?"
Сергей Нарышкин: "Это образ, Владимир Владимирович. Но вообще я бы сказал, что концепция является таким неким даже общественным договором по восприятию обществом нашего прошлого, нашей истории".
Новые школьные учебники истории для всех классов, как и требования ЕГЭ, должны базироваться уже на единой концепции преподавания. Сделать это планируется до начала нового учебного года.
"Одновременно школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, преподавания литературы с преподаванием истории России. Это очень важно, например, чтобы школьники изучали литературные произведения, относящиеся к тому или иному историческому периоду одновременно с тем, как они изучают эти периоды в курсе истории. Этот интерес побудит и просто обогатит детей большим объемом знаний", - считает министр образования Дмитрий Ливанов.
Даты, факты, события, лица. Впрочем, отечественная история - не просто школьный курс. Это еще и опыт личных переживаний и открытий.
"Наша главная цель была молодому поколению привить чувство гордости за свою страну, уважение, но и понять на опыте истории меру ответственности каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за ее прошлое, за ее настоящее и за ее будущее", - отметил директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
"Я думаю, что вот то, чем мы сейчас закончили, является ключевым моментом всей нашей работы. Чтобы люди не только узнали о том, что было и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живем", - подчеркнул Владимир Путин.