Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 июля 2014, 21:22

Заметная дата: 40 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали

Туда, несмотря на суровые условия, ехали тысячи специалистов со всего Советского Союза. Тех, кто прокладывал трассу, сделавшую ближе отдалённые районы страны, президент поздравил в режиме видеоконференции.

Как и много лет назад, их снова встречают оркестром и цветами. Иван Варшавский и Александр Бондарь — на новеньких тепловозах имена, пожалуй, самых знаменитых героев БАМа. Это их бригады монтеров когда-то забили последний золотой костыль в основание новой железной дороги. Сегодня сами ветераны строители, как и много лет назад, снова встречаются на этом пути.

Дорога на поезде по Байкало-Амурской магистрали теперь это всего лишь три-четыре дня в удобном вагоне. Но чтобы это путешествие стало возможным, потребовалось десять лет тяжелейшего труда. Летом — жара, гнус и комары, а зимой морозы — за минус пятьдесят. Это было настоящим испытанием человеческих возможностей. Люди продолжали работать даже когда отказывала техника.

"Самое страшное - это когда 55-градусные морозы лопают троса, и ты стоишь, мерзнешь. Мерзнешь даже у костра. А вот когда работаешь, снимаешь полушубки, жарко", - рассказывает ветеран БАМа, Герой Социалистического труда Иван Варшавский.

Первые планы строительства железной дороги через богатые месторождениями сибирские районы разрабатывали еще в начале 20-го века, но лишь 8 июля 74-го года было официально объявлено о начале Всесоюзной ударной стройки. Десятки тысяч комсомольцев буквально со всех советских республик отправлялись покорять тайгу по путевкам.

Тында, Северобайкальск, Таксимо, Нерюнгри - вместо малоизвестных поселков в некогда почти безлюдных местах благодаря БАМу выросли крупные города. Железная дорога протяженностью больше четырех тысяч километров соединила город Тайшет в Иркутской области и Советскую Гавань на берегу Тихого океана.

Сегодня БАМ - один из основных наземных маршрутов доставки грузов с запада на восток и обратно. И об этом говорил президент, поздравляя ветеранов стройки с юбилеем.

"БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он имел и военно-стратегическое значение, и народно-хозяйственное. К сожалению, в 90 годах возникли трудности известные. Прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться для того, чтобы возводить магистраль. Но это все с началом 2000 годов и в середине 2000 годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает", - отметил В. Путин

По прогнозам, до 2017 года объем перевозок на БАМе вырастет вдвое. Так что параллельно существующим путям будет построен еще один. Проект, о старте которого объявили в день сорокалетнего юбилея дороги, уже получил название БАМ-2.

Путин отметил, что на развитие Байкало-Амурской магистрали и Транссиба планируется выделить из Фонда национального благосостояния 150 млрд рублей.

"Это значительные деньги, которые предусмотрены именно на развитие инфраструктуры, так оно и будет, все вопросы уже согласованы", - сказал президент, добавив, что реализация проекта будет особо контролироваться.

Как и сорок лет назад, за строительство вновь берется молодежь. Первые стройотряды из Иркутска и Красноярска уже на месте. Хоть и не комсомольцы, но уверенности и оптимизма им не занимать.

"Наши ребята уже трудятся на объектах БАМа. Это передовой отряд из 20 человек. Для нас, для студотрядовцев, БАМ — это пример того, как нужно и необходимо трудится. Так что железная дорога может на нас положится, мы не подведем", - сказал командир студенческого отряда.

Молодые железнодорожники смогут рассчитывать на поддержку государства. Им уже не придется, как первому поколению бамовцев, десятилетиями ютиться во времянках. Только в этом году 500 семей ветеранов железнодорожников в Тынде уже получили ключи от новых квартир. До конца года для них будут построены еще два десятка многоквартирных домов.

"Как-то не верилось. Я 40 лет на БАМе и все во времянках. Тут четыре года прошло, и, наконец, мы получили хорошее жилье - светлое, теплое", - сказала жительница Тынды.

Президент поздравил бамовцев с новосельем, отметив, что "это один из первых шагов по решению их социальных проблем". "Страна, безусловно, перед вами в долгу", - сказал В. Путин.

К 2030-му году, помимо БАМ-2, вокруг магистрали предстоит построить еще примерно полтора десятка новых линий, общей протяженностью около семи тысяч километров. Эти дороги позволят продолжить освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей