Журналистам впервые показали часть крейсера «Аврора», которая всегда скрыта от глаз туристов
В сентябре корабль, ставший одним из главных символов Петербурга, покинул привычное место стоянки на Неве и был отбуксирован на Кронштадский завод для ремонта. Проведённое уже в доке детальное обследование показало, что работы предстоят ещё более масштабные, чем было запланировано.
Обнаженная подводная часть корпуса. В таком виде "Аврора" никогда не являлась широкой публике. Но уникальность момента в том, что в одном ремонтном доке Кронштадта оказались сразу два легендарных корабля: крейсер "Аврора" и ледокол "Красин". На Неве они стоят в нескольких километрах друг от друга. Здесь - буквально корма к корме.
В ремонт "Аврору" провожали едва ли не всем Петербургом. В конце сентября ради такого события даже мосты разводили не ночью, как обычно, а днем. Руководство ВМФ тогда обещало завершить ремонт за полтора месяца. Но вот сегодня, во время очередной инспекции, зашел разговор об увеличении сроков и объемов работ.
"Мы ставим вопрос о том, чтобы полный объем работ был проведен. Сроки – их еще отдельно скажут наши руководители - но не менее года", - отмечает руководитель департамента культуры МО РФ Антон Губанков.
Впрочем, о том, что "Авроре" потребуется более основательный ремонт, специалисты предсказывали. Ведь последний раз крейсер уводили в док почти 30 лет назад. Тогда подводную часть корпуса пришлось полностью срезать. Она пришла в негодность. Казалось, на "Авроре" не осталось никаких сюрпризов. Но неизведанные уголки все-таки нашлись и сейчас.
Сенсация нынешнего ремонта – руль корабля оказался деревянным, из тика! Сверху он был обит бронзой. И об этом не знали даже историки.
Руль – как подлинный артефакт ""Авроры – обещают сохранить. А вот музейная экспозиция изменится полностью – в ней станет мало революционной тематики и больше артефактов ее боевой славы – Цусимское сражение, Первая мировая, Великая Отечественная. На "Красине" работ требуется не так много. В 2016 году ему исполняется 100 лет. И при этом – он сохранился почти в первозданном виде. В длину ледокол на тридцать метров меньше "Авроры". Но по ширине, водоизмещению и оснастке - почти не уступает. И это при том, что судно – гражданское.
Гордость ледокола – паровые машины. В отличие от "Авроры", которая пока не на ходу, на "Красине" двигатель сохранили в целости. Механики даже на ремонте в доке раз в неделю прокручивают вал и винт. Так что, если надо – старичок в любой момент готов в поход.
Именно благодаря своим паровым машинам "Красин", спущенный на воду в 1916 году, полвека оставался самым мощным ледоколом в мире. Он единственный пробрался к Северному полюсу и вывез гибнущую экспедицию Умберто Нобиле в 1928 году. Участвовал в спасении челюскинцев. А в войну вел Полярные конвои, и даже сбил два немецких торпедоносца.
"Красин" вышел на пенсию всего 20 лет назад. Скоро ледоколу сто лет. Так что ветеран флота гражданского по праву стоит с прославленным крейсером в одном доке.
"Красин" является тем первым флажком, который мы оставили в истории освоения Северного Ледовитого океана. Настоящим флажком, который именно позволил относиться к Северному Ледовитому океану как к нашим прилегающим морским путям", - говорит директор музея "Ледокол "Красин" Александр Петров.
Никогда не встречавшиеся в своей боевой биографии, теперь эти два корабля связаны одной цепью. Буквально. В док они вошли с разницей в один день. И весь ремонт пройдут синхронно. И, если все пойдет по плану, выйдут в Петербург тоже вместе.