Слова восхищения и скорби сегодня звучат вслед Майе Плисецкой
Вместе с ней не просто ушла эпоха в искусстве. Великую балерину вспоминают - и как человека, прожившего удивительную жизнь, где были и слава, и испытания, и любовь. Мир ещё только начинает привыкать, что Майя Михайловна была.
По-другому сегодня не могло и быть. Первый же спектакль, после того, как великой Майи не стало, в Большом посвятили ей одной. И оркестр и зрители - весь театр - молчали в память о той, что когда-то словно на крыльях парила над этим залом. А фотографии, сделанные в середине апреля в Москве, сохранили одно из последних появлений Майи Плисецкой на публике. За кулисами концертного зала имени Чайковского на Пасхальном фестивале, среди друзей и поклонников, как всегда - с блистательной улыбкой и горящими глазами - кажется, вечно молодая. В этот же приезд Майя Михайловна и её супруг Родион Щедрин успели обсудить и Юбилейный вечер в Большом театре - он должен был состояться в ноябре, в день 90-летия великой балерины.
"Мне позвонил Родион Константинович Щедрин, и я думал, что мы с ним будем обсуждать вопросы, которые касаются вечера Майи Михайловны. Я увидел его номер телефона, обрадовался, взял трубку, и, к сожалению величайшему, Родион Константинович сообщил мне эту ужасную новость. Она была абсолютно здорова, жизнерадостна, остроумна, и никогда в голову не могло прийти, что через небольшое количество времени мы узнаем эту грустную весть", - говорит генеральный директор Владимир Урин.
Образ бесстрашной и страстной Кармен - Майя Михайловна особенно любила. Как любят только своё дитя. Ведь она создала каждое его мгновение, каждое движение - и зрители дышали вместе с ней. Ради восстановления легендарной "Кармен-сюиты", которая продлила и её творческую жизнь на сцене на четверть века, Плисецкая даже вернулась в Большой. Где печальную новость узнали прямо во время спектакля.
"Не верится, что от нас ушла Майя Михайловна Плисецкая. Не только великая балерина, но и великая женщина, которая на протяжении всей своей жизни несла эту царственность, настоящую корону держала на своей голове. Когда в Большом театре восстанавливалась "Кармен-сюита", Майя Михайловна пришла ко мне на репетиции и репетировала со мной, рассказывала, показывала, как всегда, свои руки. Очень светлые воспоминания. Я говорю сейчас с улыбкой, потому что это был такой светлый человек", - говорит балерина, народная артистка России Светлана Захарова.
Что я вынесла за прожитую жизнь? - спросила Майя Михайловна однажды сама себя. Самую простую философию - как кружка воды и глоток воздуха. Люди делятся только на плохих и хороших. И хороших во все века было очень мало. И они - как подарок Неба. Валерия Гергиева Плисецкая считала своим другом. И его уход великой Майи особо потряс.
"Ещё вчера утром они меня поздравляли с Днём Рождения - Родион Константинович и Майя Михайловна. Мы, конечно, посвятим, концерт сегодняшний её памяти. И я уверен, в зале будут люди, которые боготворят Майю Плисецкую. Собственно, это делал всегда весь мир", - говорит дирижёр, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Аплодисменты часто заглушали оркестр, а она - утопала в цветах. Но судьба была с ней и жестока: всю жизнь она помнила про расстрел отца, её долго не выпускали за границу, следили и считали шпионкой. А уж если одаривала, то щедро, самой искренней любовью зрителей и уникальным ощущением музыки. Вспоминают, как Майя Михайловна однажды преобразилась на глазах публики.
"Она сказала: Я не буду выходить на сцену! Ну, я, может быть, выйду, и сделаю небольшой поклон! Она вышла, вдруг пошла музыка "Болеро" Равеля и она не удержалась. Стоило ей поднять руки вверх! Стоило ей сделать несколько движений руками - и это был самый великолепный танец, который мы можем себе представить. В 85 лет", - рассказывает президент Ассоциации друзей "Русских сезонов XXI века" София Дауранова-Лозе.
"Ощущение современности, мне кажется, ей безумно было присуще. Она ощущала современное, что в этот момент главное. Я помню, стояла после "Корсара" и жаловалась, как это тяжело. И она очень как-то смешно, с таким сарказмом отвечала мне, что я должна, наоборот, радоваться, и быть счастливой, что я молодая, я на сцене и могу творить", - говорит балерина Наталья Осипова.
До вчерашнего дня он каждое утро играл своей любимой Майе музыку Моцарта. Они прожили вместе больше полувека и исполнили свадебное пожелание - состариться на одной подушке. Плисецкая гордилась, что вместо драгоценностей он осыпал её балетами. Ведь представить свою жизнь без сцены она, конечно же, не могла.
"Она говорила мне: отдыхала я только на сцене! Остальное всё – борьба", - вспоминает балетмейстер, педагог-репетитор Валерий Лагунов.
"Всегда волнуюсь, но, приятно волнуюсь. Я никогда не волновалась до истерики, до дрожи в коленях перед выходом. Наоборот, я всегда любила сцену. И на сцене себя чувствовала хорошо", - говорила о себе Майя Плисецкая.
Чтобы станцевать "Болеро", где советские чиновники видели и эротику, и религию, Майя Плисецкая совершила невозможное. Она пробила и эту стену. И оставила нам на плёнке свой гениальный праздник жизни, красоты и грации.
"Она всегда рождала во мне замечательное светлое ощущение таланта, красоты, какого-то жизнеутверждения. Я помню фантастические её выступления в Большом театре, когда её не пустили за границу и она танцевала под непрекращающиеся овации публики, которая хотела выразить свою солидарность с ней, оказать ей поддержку. Это были спектакли "Лебединое озеро", которое она танцевала в своей жизни 800 раз", - рассказывает театральный художник Борис Мессерер.
А вот непревзойдённого "умирающего лебедя" Майя Михайловна танцевала столько раз, что невозможно сосчитать. В 14 лет этот номер для неё поставила тётя, Суламифь Мессерер, выдающаяся балерина Большого. Её вдохновила удивительная красота и пластика Майиных рук. Плисецкая исполняла его в возрасте 70 лет. Вспоминают, как однажды, выступая под открытым небом, несмотря на ливень, она продолжила танцевать своего Лебедя.
"И когда зрители увидели, что балерина всё танцует, они стали закрывать зонты. И в итоге промокли и балерина, и зрители, но такое признание не оценить невозможно. Вы понимаете, это - уникальное явление в искусстве. И, слава Богу, что мы застали и были свидетелями такого чуда", - говорит балетмейстер, педагог-репетитор Валерий Лагунов.
Она с блестящей иронией относилась к своему возрасту и шутила, что от морщин всё равно никуда не деться. А источником её молодости и вдохновения были новые спектакли и молодые звёзды балета.
"Её объятия после спектакля, которые она дарила и поздравляла. Нет, она была во всём невероятно прекрасна! Вдохновляла и воодушевляла людей. Она никогда не жаловались на здоровье, её никогда не видели в унынии, в какой-то грусти, понимаете? Аве, Майя! Мы потеряли богиню. Наш Олимп плачет и опустел", - говорит балерина, народная артистка России Диана Вишнёва.
Из всех советов, которые Майя Михайловна оставила, наверное, самый ценный - это не смиряться до самого края, трубить в трубы и бить в барабаны, бороться за своё до последнего мига. Говорила, что её победы лишь на том и держались. Ведь характер - это и есть судьба. Великое сердце великой балерины остановилось так внезапно, что многие не верят в это до сих пор. Ведь кажется, что при таком отношении к жизни бессмертна не только душа.
Как стало сегодня известно, простятся с великой балериной только родные и близкие - в Германии, где она скончалась. Панихиды не будет, сообщил сегодня генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Майя Плисецкая и Родион Щедрин составили завещание, по которому, когда не станет их обоих, после кремации их прах соединят - и потом развеют над Россией.