Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
15 мая 2015, 12:24

В честь 80-летнего юбилея московское метро предлагает пассажирам прокатиться на ретро-поезде

Столичная "подземка" сегодня отмечает юбилей - 80 лет. И утро в метро началась с парада поездов. По кольцевой ветке в половине шестого утра прошли составы разных лет. Сегодня и завтра поезда ещё продолжат курсировать.

На самой длинной линии, Арбатско-Покровской, заработал самый настоящий музей. На станции "Партизанская" проходит выставка старых вагонов, которые специально к юбилею отреставрировали. Пассажиры смогут увидеть, как за долгие годы менялась подземка, которую называют еще и одной из самых красивых в мире.

Далеко шагать по сегодняшней Москве, не спустившись в метро, сложно. Эти два города, наземный и подземный, сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза "первый вагон из центра" - не странное словосочетание, а придуманное в народе обозначение нужного выхода, которое чаще полезнее, чем указатели. А когда важно не опоздать, это единственный маршрут, который можно просчитать до минуты. Так что все эти годы метро не только живет в ритме Москвы, но и задает его.

Сделать поезда городским транспортом мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931 году, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы практически вручную пробивали грунт, и спустя четыре года открылась первая линия - 13 станций от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941 года, когда под Москвой стояли немецкие войска, и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы они не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.

"Люди стоят, ждут электричку, вдруг навстречу идет паровоз, и у него на прицепе - вагоны метрополитена... Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится наше все", - рассказывает директор "Народного музея Московского метрополитена" Константин Черкасов.

К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем. В дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить, часто ценой героического подвига. Солнечную мозаику "Новокузнецкой" в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер ослеп, был истощен, но не бросал работу. Его внук сохранил кусочки императорской смальты, из которой пожилой мозаичист в одиночку собрал свои последние панно. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву. И вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.

"Как-то он смог организовать упаковку в ящики этих мозаик, сумел привезти их на берег Ладожского озера. Мой дед решил, что их обязательно нужно переслать в Москву. Но он умер, так и не узнав, что посылка дошла", - рассказывает внук художника Владимир Фролов.

40-е, 50-е, 60-е… С каждым годом московское метро расширялось, и каждая станция  становилась отражением своего времени. Сегодня это не просто транспорт, здесь еще регулярно проходят выставки и концерты. Бесплатный wi-fi заменил привычную книгу в руках пассажиров на планшеты и смартфоны.

История метро длиною в поезд: восемь вагонов по десять лет. В честь праздника пустили уникальный  именной состав. Главный сюрприз – внутри: это первый поезд со сквозным проходом. Более вместительный — перевозит на 200 человек больше, на 20 тонн легче, а значит — быстрее. Еще он "умный": двери не зажимают людей, а кондиционеры обеззараживают воздух.

"Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то, ты можешь сесть в последний вагон и перейти в первый", - говорит один из пассажиров.

Впрочем, создатели новинки  уже делятся планами на составы следующего поколения — они смогут ездить без машиниста. Потомственный железнодорожник Сергей Гончаров пока слабо верит такой перспективе, ведь главное в его работе - не только возить пассажиров, но и находить выход из нештатных ситуаций. Все сценарии компьютеру не пропишешь.

"Когда машинист остается один на один с составом, когда происходит поломка, или не дай бог какое-нибудь событие на линии, тогда машинист должен сам справляться, сам принимать решения. Это для тех людей, у кого метро является любовью, частью жизни — это навсегда", - говорит он.

И хотя московское метро не является самым протяженным в мире, по объему перевозок мы первые — это девять миллионов человек каждый день, целая Венгрия или Швеция. До конца года откроется восемь новых станций, еще 70 - в генплане. Из одной короткой линии метрополитен превратился в крупнейшую сеть, которая планирует следующий юбилей отпраздновать второй кольцевой линией. Миллионы людей сэкономят драгоценные минуты под землей, которые на земле складываются в недели. Уже подсчитано, в среднем каждый пассажир московского метро проводит в подземной дороге месяц в году.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей