Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 октября 2015, 21:52

В Липецком авиацентре проходят обучение пилоты, которые затем сядут за штурвалы боевых самолетов

Согласно официальному заявлению Министерства обороны, российская авиация с начала операции в Сирии нанесла более 200 ударов по позициям террористов - пунктам управления, наведения и связи, заводам по производству вооружений и взрывчатки, складам боеприпасов и горючего. Причем, все удары нанесены с высокой точностью, которая обеспечивается, в том числе, новейшим самолетом Ил-20, оснащенным средствами радиоэлектронного обнаружения и оптическими сенсорами.

Эксперты журналов "Foreign Police" и "National Interest" сравнивают его с семейством американских самолетов-шпионов RC-135 и называют лучшим российским самолетом-разведчиком. И это - необходимая поддержка для тех, кто сидит за штурвалами самолетов Су.

Вот простая иллюстрация, появилась на неделе в соцсетях - обложка школьного учебника по истории древнего мира за пятый класс. Очень наглядно демонстрирует, что такое Пальмира, для многих россиян до сих пор - абстрактный город в Сирии. И так значительно проще понять, за что и с кем бьемся. И что обещают стереть с лица земли боевики ИГИЛ. И вот почему так настойчиво подчеркивается, что российские самолеты наносят удары высокой точности, исключающие случайные попадания и разрушения.

Съемочная группа Первого канала побывала на военной базе, где летчики отрабатывают навыки управления самыми современными машинами, ведь точность в сегодняшней ситуации должна быть не просто на кончиках пальцев. В боевых условиях владеть ситуацией они обязаны более чем идеально.

Лётные шлемы, кожаные куртки. Правда, выглядят сурово. Внешность не обманчива. За каждым тёмным светофильтром — пилот широкого профиля. Может быть штурмовиком и истребителем, разведчиком и бомбардировщиком. Техника позволяет. Сами летают и учат других в Липецком авиацентре.

К восьми утра группа приходит на первую пару. Всё, как в институте. Лекции, конспекты, слайды. Если присмотреться, в аудитории и молодые лейтенанты, и бывалые подполковники. Лиц просят не показывать - требования безопасности, усиленные, после начала операции в Сирии. Во всех армиях мира так.

Эти лётчики не учатся — переучиваются на новые типы самолётов. Либо по собственному желанию - "расти" - либо, когда в часть приходит современная техника. Осваивать ее командование направляет лучших.

"Десять-пятнадцать лет назад, когда лётчик не летал, не применял самолёт по его прямому назначению, он, грубо говоря, тупел. Может быть, просто "заболачивался", как угодно. А сейчас эти молодые и старые ребята, которые сидят в этих аудиториях, как губки, впитывают знания и по-максимальному стараются от нас получить. Чтобы потом использовать в реальной обстановке", - рассказывает начальник цикла авиационного вооружения 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ им. В.П.Чкалова Виктор Степенко.

Игры с самолётиками только кажутся забавными. Каждый раз, прежде чем подняться, они строят на земле трёхмерную модель ближайшего будущего. Тренаж "пешим — по-лётному", так упражнение называется на профессиональном сленге. С игрушкой в руках легче представить и запомнить взаимодействие ведущего и ведомого. Есть готовые схемы на все случаи полёта. Вот лётчики ещё раз проговорили, как уходить от выпущенной с земли ракеты - повторяли тысячи раз. И ещё повторят. Это и должно сделать их неуязвимыми.

"Естественно, как и у любого человека, садящегося в новую машину, есть некоторое волнение. Качественная подготовка, тренажная подготовка позволяет ему быть более уверенным и максимально использовать те возможности боевых машин, которые в них заложены", - говорит начальник 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ им. В.П.Чкалова Сергей Кобылаш.

Из своей машины Сергей Кобылаш выжал всё, и даже больше. Во время грузино-осетинского конфликта в 2008 году его Су-25 подбили. Ракета попала в левый двигатель. Он пытался дотянуть до аэродрома. Вторым залпом ПЗРК вывели из строя и правый двигатель. Полковник смог увести самолёт от Цхинвала. Су-25 рухнул на безлюдной территории. Сергею Кобылашу присвоили звание Героя России.

В липецком авиацентре учат летать практически на всей линейке МиГов и Су. Сегодня со стоянки выруливает "сирийская четвёрка" - такие же самолёты, что бомбят ИГИЛ. Су-24, С2-25 "Грач", Су-30-СМ, Су-34. Учебно-тренировочный полёт будут совершать на Су-34. Это один из самых современных самолётов, которые состоят на вооружении Воздушно-Космических Сил Российской Федерации. Естественно, они используются и в Сирии. Именно такие фронтовые бомбардировщики в составе авиационных групп наносили первые удары по позициям террористов.

В кабине — инструкторы. Те самые универсальные солдаты, опытнейшие пилоты. Другую информацию о них не разглашают, даже имена и фамилии и тем более, сведения об участии в боевых действиях.

О том, на что способны пилоты, прошедшие Липецкий центр подготовки, можно судить по видеозаписям. Авиадартс — соревнования военных лётчиков. Перехитрить систему ПВО, уничтожить воздушную цель, разбомбить наземную.

По тону лётчиков слышно, насколько они спокойны. Хотя — огромные скорости, крошечные мишени. Если смотреть с высоты их положения. В самолётах нового поколения — два супер-компьютера: мозг машины и мозг пилота. За доли секунды решают уравнения со множеством неизвестных. Физика, высшая математика и далее по списку пройденного.

"Основной упор делается на интеллект. Если, допустим, даже "В бой идут одни старики" - там гораздо проще была машина. Сейчас они сделались универсальными. Соответственно, спектр задач увеличился", - рассказывает один из лётчиков-инструкторов 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ им. В.П.Чкалова.

Покой им только снится. Авиадартс закончился, но и сейчас зрители смотрят, затаив дыхание. Только мишени другие. Базы террористов, их командные пункты, склады с оружием, заводы по производству поясов смертников. Ювелирная точность требуется по-прежнему. Судьи — крайне пристрастны, нет права на ошибку.

"Сейчас мы видим результат подготовки, тех внезапных проверок, тех совместных учений, которые проводились. Сейчас авиация ВКС не стоит на месте, она в постоянном движении", - говорит лётчик-инструктор.

Мне бы в небо. Только из-за штурвала они идут на авиа-тренажёр. Нужно дойти до автоматизма на земле, чтобы не тратить время на принятие решений в воздухе. Ведь им потом ставить на крыло других.

Взлетают с аэродрома на побережье и уходят вглубь страны. Под виртуальным крылом самолёта — горы, и маленькие, но густо застроенные городки. Очень похоже на боевые вылеты из сирийской Латакии.

Не все, кто сейчас учится в Липецком авиацентре, будут принимать участие в боевых действиях. Но все, кто сейчас уничтожает террористов в Сирии, учились здесь.

Читайте также: