Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 ноября 2015, 22:18

Минздрав предупреждает: российские производители добавляют пальмовое масло в молочные продукты

По поводу обещанного масла - огромными буквами на упаковках предупреждать об использовании пальмового масла предлагает новый законопроект, внесенный в Госдуму. Экономисты называют идею непроходной, медики - первым шагом к санации продуктового рынка, сами производители в результате могут встать перед выбором: либо, как в Европе, писать на упаковках: продукт опасен для здоровья, либо, дорожа репутацией, отказаться от заморских жиров. Но тогда цены на их продукты подскочат, ведь пальмовое масло - самый дешевый, хотя и самый небезопасный из жиров, используемый в молочной и кондитерской продукции.

Домохозяйка Татьяна Кострицкая прежде была из тех людей, которые читают только ценник, но не смотрят внимательно на этикетку. И вот она вдруг поняла, что ее уже год как обманывают. Опытным путем у себя на кухне Татьяна раскрыла маркетинговую хитрость. Это явление на рынке называется "даунсайзинг". Когда при сохранении привычного вида упаковки продукта кладут меньше, а цену оставляют прежней.

Общественный союз потребителей "Росконтроль" недавно провел рейд в популярных супермаркетах. Лидер по недовесу оказался Останкинский молочный комбинат. 

"Крупно показывает продукт, крупно показывает свой бренд, крупно показывает упаковку, вы меня знаете, потребители, покупайте меня, но при этом прочитать, какой здесь объем, написано маленьким шрифтом, и практически невозможно. Это мы еще говорим о нас с вами, а есть люди пожилого возраста, которые просто в силу своих физических данных не смогут это увидеть", - поясняет сопредседатель Союза потребителей "Росконтроль" Александр Борисов.

Маркетинговые хитрости применяют не только в России. Но наш потребитель отличается от западного особой доверчивостью. Многие жили при Советском Союзе, где обвесить могли разве что на базаре.

Покупатели могут сколько угодно возмущаться, но даунсайзинг законом не запрещен. Все легально. Впрочем, никто из производителей не согласился дать интервью эту тему.

От имени молочной отрасли ситуацию нам прокомментировали в Союзе производителей молока.

"Я бы хотел дать совет потребителям, если кто-то всерьез переживает по поводу этого вопроса. Всегда на упаковке вы можете найти объем того продукта, который вы покупаете", - говорит исполнительный директор в Национальном союзе производителей молока Артем Белов.

"С год назад это явление уже стало приобретать более масштабный характер. Почему? Потому что ритейл стал диктовать цены для производителя. Дабы сдержать рост цен, добросовестный производитель в этой ситуации, дабы не ухудшать качество продукции не заменять более качественные ингредиенты менее качественными, стал уменьшать объемы. Под эту марку, под добросовестного производителя, стали действовать недобросовестные производители", - объясняет сопредседатель Союза потребителей "Росконтроль" Александр Борисов.

Но обывателям непонятно, почему вообще цены на продукты должны расти, тем более в сезон. Когда только-только собран урожай картошки и яблок, которые должны заменить польские. Министерство сельского хозяйства отмечает, что отрасль за последний год сделала рывок.

"Сегодня, можно сказать, объективно бум предложений, желающих заняться сельхозпроизводством, как крупным, так и средним предпринимательством. Сегодня население страны доверяет отечественному производству. И должен сказать, что объективно такого не было никогда", - отмечает министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Праздник урожая - крупнейшая выставка достижений аграриев со всех концов России.

"Мы продаем сейчас где-то на уровне 10-12 рублей за килограмм как производители. Был хороший сезон, то есть урожай высокий, и поэтому те, кто не могут хранить, они избавляются от избытков картофеля. Вот что происходит на сегодняшний день", - объясняет заместитель генерального директора компании производителя картофеля Анна Олейник.

Мы говорили с разными аграриями, и оказывается, что у самих крестьян проблема не сэкономить на фасовке, а продать как можно больше.

"Да, когда йогурт пропадает, мы йогуртом кормим свиней. Мы моцареллой кормим свиней, когда срок годности пропадает. Свежая моцарелла - один день, и когда кончается, кормим поросят", - рассказывает руководитель предприятия по производству молочной продукции Олег Сирота.

Йогурт, который перепадает свиньям, на выставке Минсельхоза получил золотую медаль. Но жители Москвы купить его вряд ли смогут. Так как ни одна крупная сеть не согласилась работать с подмосковным фермером. И это обычная ситуация.

"Сети привыкли работать на 300% прибыли. Им нужно купить самый дешевый товар, может быть, с пальмовым маслом. Я, например, из молока делаю, он не может быть таким дешевым, как сыр с пальмовым маслом. Вот они взяли, напихали туда сырозаменителей, и продают", - рассказывает владелец сыроварни Олег Сирота.

"Мы даем дешевле, они увеличивают намного, примерно на 80%. Так нельзя, надо на 20-30%", - считает руководитель рыбного хозяйства Николай Федоренко.

При этом большинство аграриев называют прошедший год самым удачным для ведения хозяйства. Они почувствовали увеличение спроса, им открылись многие двери, которые прежде были наглухо закрыты. Предприниматели вложили деньги в расширение бизнеса.

"Как только появилось эмбарго, всем фермерам стало намного легче. Это первое. Начался хороший сбыт. Второе, правительство повернулось к нам лицом. Мне иногда даже кажется, что фермеры и правительство работают вместе. Ну, это удивительно, потому что раньше такого не было. Я могу в любой момент приехать в администрацию, спросить все, что мне нужно, мне все помогут, подскажут. Фермеры начали получать гранты", - рассказывает фермер Сергей Балаев.

Но крупные торговые сети, через которые получают продукты большинство горожан, по-прежнему остались труднодоступными. И не важно, в избытке товар или в дефиците.

"Я по своей наивности, когда только ввели эмбарго, начал рассылать письма, коммерческие предложения. Я наверное, во все сети, которые только существуют, разослал. Писали неделю, писали две недели, писали три недели, в результате в общем-то ответов мы никаких не получили и начали ездить, ходить ногами. Я не хотел бы называть, в какие сети мы попали, но в разговоре с руководителями по закупке нам объясняли, что надо заплатить такие-то взносы. Я думаю, что 80-90% фермеров скажут вам все то же самое", - рассказывает фермер Сергей Балаев.

Взносы — это в переводе на русский язык "взятки". О таких правилах знают все, кто не первый день на рынке. И вот эта недосыпанная крупа, недолитое молоко - не что иное, как компенсация оплаты "входа на прилавок".

"Они говорят, фермеры нас не могут обеспечить количеством и так далее. Сейчас это уже не так. Количеством мы уже можем обеспечить, но они не хотят брать. Для того чтобы накормить страну, мы должны каким-то образом подействовать на сети. Почему? Потому что это, наверное, стратегическая безопасность, у них очень большое количество по сбыту, у них огромные продажи. Так как они вытеснили все маленькие магазины, которых было много", - отмечает Сергей Балаев.

Фермер считает, что бороться надо не только с так называемой санкционкой, но и со сговором торговых сетей. Иначе фермер из Подмосковья так и будет кормить поросят просроченным йогуртом и моцареллой.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей