22 июля 2011, 09:15

Удача космического масштаба улыбнулась российским ученым

За короткий промежуток времени один астроном обнаружил две кометы. И это при том что, казалось бы, в обозримой части солнечной системы всё уже открыто. Теперь исследователи разглядывают объекты на снимках и ждут. Скоро одна из комет пройдет рядом с Землей.

Точка среди черточек в середине экрана - научное открытие. Невероятное. Потому что после 20-летней тишины в небе это уже вторая новая комета за полгода и потому что открыл эту вторую комету тот же ученый, что и первую.

"На снимках открытия она выглядела, как очень тусклый астероид, на было понятно, что орбита не очень обычная", - говорит научный сотрудник ИПМ им. М.В. Келдыша Леонид Еленин.

То есть не круглая, а больше похожа на эллипс. Небесное тело из числа неопасных, но периодически "сближающихся" с Землей. Как в такой момент яркую гостью пропустили все телескопы мира, непонятно. Но почти на излете российские исследователи поймали ее за хвост.

"Это большая удача, а если учёный не первую открыл, значит, он достиг некоторого искусства и навыка", - рассказал доктор физико-математических наук, зав отделом астрометрии и службы времени Государственного Астрономического Института им. Штернберга МГУ им. Ломоносова Константин Куимов.

Ученые рассматривают достижения своих коллег в интернете. Открытия похожи на фейерверк. Как и жизнь самого Еленина. Трудно представить, но еще два года назад он работал агентом недвижимости. О кометах с детства грезил, и даже без астрономического образования. Теперь хобби стало делом жизни и новой страницей в российской науке. Полгода назад Леонид Еленин нашел свою первую комету. Последний раз до него кометы находили, да и вообще искали еще в Советском Союзе. С распадом которого оказалось: все обсерватории разбросаны по странам, системы сбора информации больше нет. Вдобавок именно в этот момент техника разом устарела - в космос ворвались цифровые камеры.

"В момент распада весь мир перешел на ПЗС, а из сотен наших телескопов таких осталось всего два", - говорит координатор проекта, институт прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук Игорь Молотов.

Основная работа ученых - на звезды не заглядываться, а более приземленная - наблюдать за космическим мусором и спутниками. Но сотрудники решили: ресурсов и времени хватит и на науку.

"Когда мы наблюдаем космический мусор, все что не относится к нему, просто выбрасывается. Теперь здесь мы хотим сделать базу данных", - рассказал координатор проекта, институт прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук Игорь Молотов.

Тысячи снимков в виртуальной обсерватории. Такая картотека позволит вглядываться в ночное небо внимательно и без спешки. Хотя, конечно, куда интереснее наблюдать за своим открытием невооруженным глазом. Через два месяца комету Еленина можно будет увидеть даже без бинокля. Так близко к Земле она пролетит. Не пропустите. В следующий раз она вернется только через 12 тысяч лет.