Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 апреля 2015, 22:17

Экстремальные погодные явления — головная боль коммунальщиков и повод заработать для бизнесменов

Всю неделю по России неслись настоящие ураганы. Они переворачивали автобусы, сносили со стоянок легкие самолеты, срывали крыши и ломали деревья и в средней полосе, и на юге, и за Уралом.

Казалось, демо-версия весны закончилась, и зима вернулась в таком ветреном обличии. МЧС и коммунальщики пытались справиться с последствиями, подсчитывали убытки, а остальные ждали, когда все эти ледяные штормы закончатся.

Но если на плохой погоде все теряют, есть ли те, кто зарабатывает? Ведь это закон сохранения энергии. И оказалось, что и в случае буйства природы он тоже работает.

Ветер в центральной части России вроде как утих. А поломанные деревья, порванные провода и тысячи семей без электричества остались свидетелями урагана. В Москве в этот раз очевидцы рассказывали, что в воздух уносило кошек, а в остальном новости о стихийных бедствиях так похожи сами на себя, где бы не происходили! Если не кошка, то кто-нибудь другой станет героем ютюба.

Ненастье случается внезапно. Власти говорят, что такого раньше не было, синоптики обычно вздыхают, что они не волшебники, фермеры рвут на себе волосы и пытаются спасти урожай. И только бизнес от урагана к наводнению придумывает новые способы заработать на плохой погоде.

Уличные автоматы с зонтами появились недавно в крупных городах Европы. Этот проект точно разорился бы, если б синоптики работали без ошибок.

"Конечно, некоторые вещи мы можем проглядеть. Что-то не так взвесили, это приводит к ошибкам в прогнозах. Ничего не поделаешь, так случается. Я сравниваю метеоролога с врачом", - спокойно говорит метеоролог Фридеманн Шенк.

Заранее иметь точный прогноз погоды — это все равно, что знать наперед курсы валют. Глобальные корпорации вкладывают миллиарды, лишь бы разгадать замыслы природы. Спутники уже научились определять плотность атмосферы, влажность, состояние озонового слоя. Чем больше данных о погоде, тем точнее прогноз. Рассчитывать только на традиционную метеостанцию в городе нельзя.

Как напичкать город миллионами датчиков, заставить эти устройства перемещаться в пространстве, да еще и передавать информацию об актуальных метеоданных по интернету? Можно потратить миллиарды на этот проект. А можно предложить людям бесплатно скачать приложение "барометр", и каждый владелец смартфона сам не заметит, как добровольно будет работать живой метеостанцией.

Живая погодная карта — это пока лишь тестовый проект. Сбор данных - еще не прогноз, но за такую информацию готовы хорошо платить те, кто делает частные прогнозы, и кто их получает.

"Оператор постоянно находится в курсе, какое будет состояние почвы и растений. В динамике. Таким образом, он может выработать дальнейший план действий: включить ему опрыскиватель или выключить, как отрегулировать напор", - поясняет менеджер компании-разработчика сельхозтехники Джанэйт Тэппер.

Богатые американские фермы первыми стали покупать частные прогнозы погоды, которые включают страховку за потерю урожая от внезапной стихии. Позже для крестьян появилась специальная техника с умными метеодатчиками, которые сами рассчитывают погодный сценарий.

"Видим, что движется грозовой фронт. На основании этой информации агроном может принять решение, что, например, перевести технику, либо прервать работу в этом хозяйстве, где идет грозовой фронт, либо перекинуть туда технику из другого хозяйства, чтобы скорее закончить работы", - объясняет менеджер по маркетингу оборудования для возделывания культур и систем точного земледелия Андрей Тощевиков.

Прогноз погоды помогает не только избежать убытков, но и заработать. Глава венчурного фонда Евгений Гордеев охотно инвестирует в погодные проекты. Ведь свои первые крупные деньги в 17 лет он сам заработал на московской жаре.

"В конце 90-х мы с другом воспользовались погодными условиями, была жара в Москве, просто нереальная жара, соответственно, все мучились от духоты и так далее, и мы очень быстро закупили надувные бассейны для дачи", - вспоминает он.

Погода влияет на поведение человека сильнее, чем иная реклама. Маркетинговые компании изучают как связана погода с тем, что люди покупают.

"Когда дождь идет, когда снег идет, когда пробки, и так далее, конечно же, возрастает количество заказов на доставку еды и каких-то товаров. Второй отличный пример, который можно привести - это как погода влияет на фармацевтическое потребление", - поясняет Евгений Гордеев.

Эти примеры не с потолка. Программа анализирует статусы в социальных сетях и пишет алгоритмы - как меняется поведение людей, и чего они хотят, например, в дождь. Если заранее знать прогноз, можно в нужный момент запустить рекламу.

"У погоды, на самом деле, достаточно мощный рынок в принципе, потому что это одна из самых частых по потреблению информаций", - говорит Евгений Гордеев.

Наводнения, штормы, ураганы — это такие медийные герои, с которыми сложно тягаться даже политикам и поп-звездам. Может поэтому, на Западе их давно уже зовут по именам: Катрина, Хуан, Сэнди, а на этой неделе в Европе бушует Никлас.

"Небесная канцелярия" в прямом смысле слова. В старинной башне находится Институт метеорологии Университета Берлина. И тут присваивают имена погодным явлениям. Оказывается, даже на этом можно заработать. В Институт метеорологии можно подать заявку. Циклон - почти 200 евро, антициклон — 300. А дороже потому, что длится дольше, в новостях дольше держится. Сначала форма с реквизитами, потом нужно придумать имя урагана, например, "Катюша".

Продажей ураганов сотрудники института зарабатывают на свои исследования. Но разве дорого 200 евро за упоминание в эфире крупнейших телеканалов мира? Дело в том, что метеорологи не знают, будет ли следующий циклон "Катюша", столь разрушительным, как, например, американская тезка Катрина. Пройдет ли обычным дождем или принесет романтичные туманы. Пока точных прогнозов не научились делать — деньги из воздуха так просто не заработаешь.

Прогноз погоды для всех регионов России – на сайте Гидрометцентра РФ.

Читайте также: