Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 июля 2009, 21:07

В Белоруссии появился «бульболёт», но чиновники закрыли ему дорогу в небо

Белорусские изобретатели создали уникальный самолет. Вместо двух крыльев у него одно – овальное.

Необычная модель, которую сами конструкторы называют "бульболётом" и "яйцепланом", пока поднялась в воздух лишь однажды.

Репортаж Антона Войцеховского

Свой необычный самолет они собрали в обыкновенном автомобильном боксе. Сейчас его уже там нет, но схемы и рисунки по-прежнему хранятся в здании рядом.

В небольшой комнате на столе – чертежи построенного, на стенах – рисунки еще непостроенного. Оба конструктора объясняют: их изобретение – это не самолет, а универсальное крыло, которое, теоретически, можно приспособить на любой фюзеляж, от легкого мотодельтаплана до тяжелого гидросамолета.

Глядя на машину, язык не поворачивается сказать "самоделка". Хотя и строили его изобретатели, и почти все материалы покупали на свои.

Понятия "экспериментальная авиация" в Белорусском воздушном кодексе нет. А форму этого самолета даже при большом желании традиционной никак не назовешь.

Если все-таки сравнить его с другими, серийными моделями, то этот самолет чем-то напоминает биплан, это когда два крыла – одно над другим. Такие самолеты в народе часто называют "кукурузниками". Также у него есть что-то от моноплана с винглетами, это когда кончики крыльев изогнуты вверх или вниз. Конечно, буквально такую конструкцию крыла никто никогда не строил, а если и пытался, то это не летало.

Двухместный самолет из стали и дюралюминия, весит 1450 килограммов. Но самое главное – крыло. История авиации знает много примеров экспериментов с крыльями: обратная стреловидность, впервые опробованная на немецком "Юнкерсе-287"; летающее крыло – российский самолет "ЭКИП"; гибкое крыло – новый проект НАСА; или еще одно, смонтированное на американском самолете "AD-1".

Вот только с замкнутым крылом в виде эллипса почти никто не экспериментировал. Были попытки в начале прошлого века и в конце его, но все это либо совсем не летало, либо летало в виде модели. А этот самолет полетел, причем овальное крыло хорошо держит аппарат в воздухе. Внутри крыла образуется как бы воздушный тоннель и потоку некуда деться, ни вправо, ни влево, только пройти насквозь.

Но первый может так и остаться последним. Ведь если экономические препоны пусть медленно, но преодолеваются, то несовершенство лётного законодательства невозможно ни обойти, ни облететь ни на одном экспериментальном самолете.

Читайте также: