Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
16 января 2011, 21:05

МАК назвал причины катастрофы самолета президента Польши под Смоленском

Самым обсуждаемым событием минувшей недели стала публикация итогов расследования обстоятельств катастрофы самолета президента Польши под Смоленском. Впервые в практике работы международного авиационного комитета все данные вплоть до расшифровки бортовых самописцев были представлены на пресс-конференции и прокомментированы специалистами.

Во что бы то ни стало посадить самолет, и посадить именно в Смоленске, несмотря на туман, несмотря на предупреждения диспетчеров. Именно так эксперты Межгосударственного авиационного комитета в своем итоговом докладе оценивают действия экипажа польского Ту-154.

Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: "Непосредственными причинами катастрофы явились: непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме "Смоленск Северный" значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумов".

Именно МАК, независимой организации с 20-летним стажем работы в 56 странах, и польская и российская сторона поручили вести расследование. Его итоги были опубликованы на этой неделе в виде официального отчета и видеореконструкции событий, которая сделана на основе записей черных ящиков борта №101.

19 последних минут полета с того момента, как самолет пересек границу Белоруссии и России. Минский диспетчер передает управление полетом Смоленску и пытается убедить пилотов: лететь туда не надо.

Минск: "На "Корсаже" туман, видимость 400 метров".

КВС: "Я понял, дайте, пожалуйста, метеоусловия".

Странно, что "понял" командир, если метеоусловия только что дали! Диспетчер повторяет и дублирует данные на английском. Подтверждения "понял" в этот раз нет. Вместо этого, пилот борта №101 связывается с коллегой - польским летчиком, который за 1,5 часа уже посадил свой Як-40 на смоленском аэродроме. Разговор по зашифрованному каналу связи:

Як-40: "Ты знаешь, в общих чертах, здесь полный "каюк". Видно метров 400, а высота нижней кромки облаков метров 50".

Что еще нужно, кроме этих цифр и ненормативной лексики от земляка, чтобы оценить опасность и повернуть сразу?

Качиньский вылетел из Варшавы с опозданием. Посадка на запасном аэродроме означала, что президент попросту не успеет на траурные мероприятия в Катынь. Пилоты очень хорошо понимали это. Знали они, и как в 2008-м один из пилотов Качиньского остался без работы, после того как отказался сажать самолет в Тбилиси именно из-за тумана, по соображениям безопасности. Более того, эксперты говорят о непосредственном психологическом давлении.

Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета: "Присутствие главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска".

Причем давление на летчиков оказывал человек, находившийся в состоянии, в котором его на земле и к управлению автомобилем не допустят. 0,6 промилле - значит, выпил примерно 200 грамм крепкого спиртного. Второй посторонний человек в кабине самолета - директор президентского протокола Мариуш Казана.

КВС: "Господин директор, появился туман. В данный момент, в этих условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но, скорее всего, ничего из этого не выйдет. Так что спросите, что будем делать".

Спросить, вероятно, предлагается у пассажира №1. Через 3 минуты пилот вновь выходит на связь с экипажем польского Як-40. Ему снова объясняют: погодные условия - хуже некуда.

Олег Фролов - летчик с 30-летним стажем, знает аэродром в Смоленске как свои пять пальцев. Но в то утро, 10 апреля, он не стал рисковать и садиться в сплошном тумане.

Олег Фролов, командир авиаотряда: "Выполнил повторный заход, погода значительно ухудшилась, полосу я не увидел, землю я не увидел, и по достижению своего метеоминимума я принял решение об уходе на второй круг и уходе на запасной аэродром. Польский экипаж принял неправильное решение и продолжил заход на посадку".

Вопрос в том, экипаж ли принял решение идти на посадку? Директор протокола Мариуш Казана сходил к президенту, и после этого командир говорит, что попробует сесть.

Последняя попытка диспетчеров убедить экипаж уйти хотя бы на второй круг.

РП: "500 метров. На военном аэродроме посадку осуществляли?"

КВС: "Да, конечно".

РП: "Прожектора по-дневному слева, справа, в начало полосы".

КВС: "Понял".

РП: "И от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг".

КВС: "Так точно".

Пилоты поняли. И, кажется, готовы к тому, что сразу самолет не посадят. Значит, еще задержка и так опаздывающего президента. И понятна его последующая реакция.

ПП: "Он взбесится... Одна миля до полосы".

КВС: "Дааа..."

Похоже, пилоты решили делать все, чтобы попытаться приземлиться. На графике, которую подготовили специалисты МАК, белый самолет показывает траекторию польского Ту-154, а красный - как самолет должен был двигаться, достигнув безопасной высоты принятия решения - 100 метров. Но пилоты почему-то продолжили снижение, несмотря на предупреждение автоматики.

Алексей Морозов: "Разрешения на посадку не выдавалось, экипаж был обязан инициировать уход на второй круг. Однако самовольно продолжил снижение с включенным автопилотом и автоматом тяги".

В Польше многие считают, что диспетчеры в Смоленске должны были запретить президентскому борту садиться. Но говорить так - значит не знать международных правил полетов.

Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Я несколько удивлен заявлениями о том, что диспетчеры якобы должны были запретить посадку. Много раз сказано и доказано, что, по действующим правилам, командир международного специального рейса самостоятельно принимает решение о взлете и посадке. Понимаете, диспетчер не имеет права запретить посадку".

Причем такие правила действуют как для международных, так и для внутрироссийских рейсов.

Сергей Ковалев, президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров РФ: "Диспетчер выдает информацию о погоде, а соответствует она или не соответствует - командир сам принимает решение. Запретить диспетчер может заход на посадку только в том случае, если техника выехала внезапно на взлетно-посадочную полосу и препятствует безопасной посадке. В случае с погодой диспетчер запретить посадку не может".

С докладом экспертов не согласились лишь несколько польских политиков, в том числе брат погибшего президента Ярослав Качиньский. Все ждали, что скажет премьер Дональд Туск, он даже прервал свой отпуск и провел специальные консультации в правительстве.

Дональд Туск, премьер-министр Польши: "Мы считаем, что не все наши замечания были отражены в докладе. Это значит, что, с нашей точки зрения, доклад неполный. Польшу, отмечу, не устраивают не основные выводы МАК, а некоторые детали".

Некоторые расхождения в деталях действительно есть, но замечания польской стороны включены в окончательный текст доклада отдельным блоком, а принципиальных вопросов у польских авиаэкспертов нет.

Томаш Хыпки, авиационный эксперт (Польша): "Это ошибка экипажа, 100%, нет разговора об этом. Но проблема в том, что теперь в Польше это большая проблема политическая".

Пилотам даже не на чем было тренироваться. У Польши было всего два самолета Ту-154, один из которых на ремонте. С такими часами налета экипаж не мог досконально изучить машину. Налет у бортинженера - около 60 часов, у штурмана и того меньше. А у командира корабля был просрочен метеоминимум.

Стефан Грушчик, авиационный эксперт (Польша): "Сейчас говорят, что аэропорт под Смоленском не был достаточно оборудован, что персоналу не хватало квалификации. Но надо было думать раньше, и оговаривать место посадки заранее, задолго перед полетом. При этом наши сами одобрили это место посадки".

Неожиданное заявление сделал бывший президент Польши Лех Валенса. Он всегда был выразителем антироссийских настроений. Но на этой неделе он выразил неожиданное сожаление из-за того, что на этот раз, ему не в чем упрекать ни экспертов МАК, ни российских специалистов.

Лех Валенса, бывший президент Польши: "Мне досадно об этом говорить, но до настоящего момента они и так действовали на редкость хорошо. Я тоже бы хотел подпустить шпильку россиянам, но не могу, так как то, что и как они делают по смоленскому делу, заслуживает признания и благодарности, а не потасовок".

В пятницу президент Польши Бронислав Комаровский позвонил Дмитрию Медведеву. Этот телефонный разговор подвел черту под окончательным техническим докладом экспертов Межгосударственного авиационного комитета. Главы двух государств также обсудили совместные траурные мероприятия в годовщину трагедии, и дальнейшие шаги по расследованию катастрофы.

Теперь рассмотрением дела займутся специалисты Следственного комитета России и их польские коллеги.

Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ: "Только сопоставив и проанализировав все имеющиеся материалы по делу, в том числе отчет технической комиссии, результаты авиационно-технической и других судебных экспертиз, а так же после завершения всего объема следственных и иных процессуальных действий, исполнение поручений о международно-правовой помощи по делу, следствие может принять законное и обоснованное процессуальное решение, которое установит причины и условия, которые привели к авиакатастрофе и лиц, виновных в этом происшествии".

Польские эксперты уже получили 60 томов документации и все расшифровки самописцев. И в ближайшее время в Варшаве обещают представить свой собственный отчет о расследовании авиакатастрофы. Польский премьер Дональд Туск не исключает, что эти выводы могут быть еще более жесткими по отношению к польской стороне, чем выводы Международного авиационного комитета.

Читайте также: