Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 апреля 2011, 21:47

Беженцы из Северной Африки раскалывают Европу — Франция и Германия хотят перекрыть границы с Италией

Самой широко обсуждаемой темой в Европе стала проблема нелегальных иммигрантов из Северной Африки. По европейским законам, их и не принять нельзя, и деть некуда – нелегалов в странах ЕС и сейчас хватает. Больше всего страдает Италия – именно к ее берегам плывут жертвы демократических революций в странах Магриба. На подходе уже беженцы от войны в Ливии. Маленький остров Лампедуза не может вместить всех и их развозят по всей Италии. Тем временем соседи и партнеры Италии грозят перекрыть границы, чтобы не пустить на свои территории поток переселенцев ищущих лучшей жизни.

Вечерняя месса в небольшом городке на юге Италии. Так здесь уже не одну сотню лет, в это время и на улице никого не встретишь. Но только не сейчас. Беженцы из Северной Африки здесь уже вторую неделю, в основном, из Туниса. Италия их, в общем, не интересует, цель – Франция, но там их явно не ждут.

Бывший военный аэродром около городка Мандурия стал первым лагерем беженцев на материке. Впрочем, проблемы острова Лампедуза это, похоже, до конца не решило, зато здесь появились свои. Мигранты каждый день сбегают отсюда десятками, а то и сотнями. Такой вариант свободной Европы за двойным забором их явно не устраивает. Да и местные жители, похоже, не в восторге от новых соседей. Многие говорят: у нас тут уже своя Лампедуза.

Один раз они уже сломали лагерный забор и прошли шумным маршем по окрестностям. Около пяти сотен беженцев пытались уехать на поезде дальше в Европу, и многим это удалось. Тем, кого поймали, теперь разрешили гулять за забором, но свободными они себя почему-то не чувствуют. "Мы здесь как в тюрьме, - рассказывает один из беженцев. - Сначала вообще не разрешали выходить за ворота – теперь можно; но все равно это тюрьма, только с прогулкой".

Местные жители, хоть и говорят, что всегда рады гостям, все-таки отлично помнят сожженные мигрантами машины и горы мусора на Лампедузе. И многие здесь не знают, чего от них можно ожидать. "Нет никакой системы идентификации - никто не знает, кто они, - поясняет владелец местного магазина. - Понятно, что беженцы приезжают сюда в поисках лучшей жизни, но вдруг среди них есть преступники; мне кажется, просто привезти их всех сюда - это неправильно".

На тихий городок за неделю свалилась толпа из нескольких тысяч беженцев. Мэр Мандурии Паоло Томмазино заявил, что уходит в отставку. Для него это слишком много. "Когда на Лампедузе сложилась уже критическая ситуация, нам обещали, что сюда привезут не больше тысячи беженцев, а принять пришлось почти 3,5 тысячи, наш город просто не в состоянии с этим справиться, и своим заявлением я хотел привлечь внимание к проблеме", - сказал Томмазино.

Но вот кто держит марку терпимости – так это губернатор провинции Апулия Никки Вендола. Мандурия в его регионе. Вендола никогда не скрывал своей нетрадиционной сексуальной ориентации, вдобавок он еще придерживается левых взглядов. Казалось бы, кому как не ему быть особенно толерантным. "Мы никогда не отказывались принимать этих людей, нас не устраивают условия, - заявил Вендола. - Эти палаточные городки больше напоминают тюрьму плохо управляемую и совершенно неконтролируемую, и эта форма как раз и рождает страх и у иммигрантов и у населения, а мы не хотим поддерживать модель страха - нам нужна модель надежды на будущее для этих людей, и мы готовы нести ответственность за воплощение этой надежды".

Впрочем, большинство итальянцев говорят: с таким потоком беженцев страна просто не справится. Италии хватает и старых мигрантов. Взять хотя бы цыганский табор в Риме, и такой здесь не один. Причем местные обитатели – граждане Евросоюза, но их уклад жизни трудно назвать успешной интеграцией в европейское общество. Не говоря уже о сотнях нелегалов из той же Африки, да и не только, которых на улицах вечного города не встретить невозможно.

Все это не нравится не только итальянцам – во многих странах Европы симпатии избирателей все чаще на стороне правых партий. И, видимо, не случайно глава французского "Национального фронта" Марин Ле Пен появилась на Лампедузе с, может, и не явным, но все же призывом отправить беженцев обратно. И этот призыв наверняка многие поддержат.

По крайней мере той самой терпимости к внешним проявлениям новых европейцев во Франции все меньше. На этой неделе вступил в силу закон, запрещающий носить паранджу в общественных местах. Слова "паранджа", собственно, в законе нет, говорится лишь о запрете закрывать лицо, но о чем идет речь, все, конечно, понимают. Запрет сразу встретил бурю протестов – свое право протестовать новые граждане Франции охотно используют, да и с правом закрывать лицо расставаться не хотят. "Это мое право гражданки Франции, которое прописано в Конституции, право на свободное вероисповедание!", - заявила одна из протестующих.

И хоть авторы закона не раз говорили, что никакого отношения к религии он не имеет, у французских мусульман, похоже, к этим словам нет доверия. Они уверены: президент Николя Саркози за год до выборов уже начал избирательную кампанию, пытаясь завоевать правый электорат. Этот правый крен, часто даже ультраправый, в Европе в последнее время только сильнее.

Итальянский журналист и автор книги о проблемах иммиграции Коррадо Джустиниани говорит: таких идей даже в его традиционно гостеприимной стране становится все больше, и это куда опасней, чем небывалый поток беженцев. "Есть опрос общественного мнения, в котором итальянцы говорят, что 25% населения нашей страны иммигранты, хотя эта цифра в реальности намного меньше, всего 7%; и в своем блоге я часто вижу довольно агрессивные высказывания по отношению к иммигрантам; и конечно, то, что происходит на Лампедузе только усугубляет ситуацию и вызывает в обществе определенный страх", - говорит Джустиниани.

На Лампедузу между тем каждый день приезжают все новые мигранты, периодически устраивая акции протеста против возможной депортации. Премьер-министр Италии уже второй раз за две недели побывал на острове - нужно же как-то настроить итальянцев на оптимистическую волну. В первый раз он купил на Лампедузе дом, сейчас просто старался всех успокоить. Впрочем, и Берлускони признает, что беженцев будет только больше. А остальная Европа на помощь Италии явно не спешит. Видимо, поэтому и в словах министра внутренних дел Роберто Марони обиды гораздо больше, чем оптимизма. "Мы выражали солидарность во время экономического кризиса, с которым в большей степени столкнулись Греция, Португалия и Ирландия; но когда мы столкнулись с этим социальным кризисом, мы слышим ответ от других правительств: "дорогая Италия, вы должны делать все возможное, и делать это сами". Ну, что ж, мы так и делаем", - сказал Марони.

Итальянское правительство все-таки нашло способ сделать новых африканских иммигрантов хоть отчасти европейцами. Так и появилось остроумное решение выдать им "пермессо ди саджорно" - разрешение на временное пребывание в стране сроком на полгода. Документ дает право свободно передвигаться по всей Европе, то есть открывает закрытую французскую границу. Французы с этим вариантом согласились, но с не менее остроумной оговоркой: каждый обладатель такого "полупаспорта" должен доказать, что у него достаточно денег для пребывания в стране. А в Германии и вовсе заявили: решение итальянских властей противоречит Шенгенскому соглашению и обещали вернуть контроль на границе.

Другими словами, беженцы, похоже, останутся в Италии. И если об идеях мультикультурализма уже давно стараются не говорить, то получается еще, что и знаменитая европейская солидарность оказалась вдруг не такой уж прочной. И ведь хватило для этого всего-то 25 тысяч иммигрантов.

Читайте также: