Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
6 июля 2014, 21:00

Украинская армия отчиталась, что полностью контролирует Славянск и Краматорск

Ополченцы покинули города еще накануне - ушли в Донецк. Все время противостояния Майдана и Антимайдана именно Славянск и Краматорск были символами сопротивления Донбасса Киеву. Сейчас в городах остались лишь мирные жители. Пресс-центр антитеррористической операции заявляет, что начинается восстановление инфраструктуры, подвозится гуманитарную помощь - 5 тысяч буханок хлеба и 5 тысяч бутылок воды.

Одновременно начинается фильтрация оставшегося в городах населения - в первую очередь проверят, чем были заняты милиционеры, пока ополченцы были в городах. Дальше - разберутся с остальными гражданами.

То, как Славянск и Краматорск занимали, - в коротком сообщении от диакона славянского храма в социальных сетях: "Мы и Большая Вергунка в огне, работали "Грады" и "Смерчи". Дали 6 часов покинуть дома. Далее жесткая градовая зачистка. Простите меня за все, и я прощаю. Подключите СМИ, нас убивают".

О том, что перемирие закончилось, президент Порошенко объявил сразу после подписания документов с Евросоюзом. Начались беспрецедентные обстрелы. Авиация била с воздуха по станице Николаевка, это была последняя артерия, связывавшая Славянск с внешним миром. Сбрасывали бомбы на Старую Кондрашовку.

Сначала Киев заявлял, что село разрушили сами засевшие там ополченцы, а потом признавал: разбомбила армия по ошибке. Потом Краматорск. И об ошибках уже не говорили.

В Луганске сработала сирена воздушной тревоги, самолет украинских ВВС нанес удар по селу Александровка в пригороде Луганска.

Этой колонне, казалось, нет конца. Сотни машин, грузовиков, военная техника. Славянск взяли в окружение, по штабу ополченцев и прилегающим кварталам начали бить из всех видов оружия. В город вошли танки и пехота так называемой нацгвардии. Поэтому было принято решение оставить город и перебросить силы в Донецк.

"Сейчас идет просто перегруппировка войск. С Краматорска опять войдут ребята. Там сейчас техникой тяжелой пополняется, пополняется личным составом. Зайдут. Можете не переживать. Пусть панику не подымают никто. Все будет хорошо, никому ничего не уступим", - обещает ополченец.

Краматорск также контролирует украинская сторона. Оттуда после ухода ополченцев сообщают о начале зачисток. По некоторым данным, СБУ, контрразведка и так называемая нацгвардия проверяют всех жителей на связь с ополченцами. Мужчин старше 35 лет арестовывают на всякий случай. Что происходит в Славянске и Краматорске прямо сейчас рассказал местный житель, но попросил не называть имени и изменить голос. Люди боятся, что даже безобидный комментарий в эфире российского канала может им дорого обойтись.

"Из города идет отток молодых парней. Все готовы бежать, но никого не пускают. Идет зачистка. Бежать некуда, дорога только в Донецк. Но смысла нет, потому что все движется в ту сторону. Все очень боятся и сидят на месте", - говорит житель Славянска.

Столицу Донбасса пока не обстреливают. Но бои идут за аэропорт. Территорию вокруг него пытались зачистить украинские штурмовики. Скорее всего, чтобы открыть путь для переброски людей и техники. По словам ополченцев, скоро украинские силовики и так называемая нацгвардия выдвинутся и на Донецк. Об этом они заявили жителям города на сегодняшнем митинге.

Что движется в сторону Донецка, можно судить по кадрам, которые всю неделю приходят с юго-востока Украины.

Минометный обстрел центра Луганска. За час в районе автовокзала разорвалось примерно 10 снарядов. По сообщениям ополченцев, их штаб атаковала группа украинских диверсантов. Они проникли в Луганск, и начали наспех стрелять из миномётов. Разрушено несколько частных домов, поврежден транспортная база и склад стройматериалов. Есть погибший.

Министр здравоохранения оказался недалеко от зоны обстрела и сам снял кадры, дожидаясь скорой помощи. Он рассказал, что всё чаще погибают и получают ранения именно мирные жители. 8 из 10 пациентов клиник после бомбёжек - это обычные горожане.

В один миг в пепел превратилось всё: дома, хозяйства, машины - целая улица. Её жители только что завтракали, играли с детьми, трудились в огородах. Выбравшись из-под руин, уцелевшие с ужасом поняли: родственников и соседей уже нет в живых.

Убиты осколками и взрывной волной. От неуправляемых снарядов, которые выпустил прилетевший штурмовик. Он ударил прямиком по жилому кварталу в 11 утра, выпустив 5 или 6 снарядов - все воронки сложно найти среди развалин.

Весь посёлок Старая Кондрашовка под Луганском видел тот самолет. Никто не думал, что летят бомбить именно их. Ведь какая угроза может исходить с обычных сельских огородов.

Обожженная одежда и разрушенные дома - это все, что осталось от целой улицы, практически все люди живут здесь натуральным хозяйством и утром, когда начался обстрел, были в своих домах. Здесь нет ни блокпостов ополченцев, ни военных объектов, поэтому трудно понять, кого ж украинские силовики атаковали, ведь многим снаряды попали прямо в огород.

Осколки прошивали тяжелые металлические двери и стены. От домов остались дымящиеся остовы. Четверо погибли на месте, 11 раненых отправили в больницу. Среди них пятилетний Ваня Ермолин. На операционном столе спастись удалось не всех. Рассказывая об этом, врачи - жители того же посёлка - едва сдерживали слезы.

"Осколочные поражения, шок, трое погибли, включая ребенка пяти лет, ранения головы, туловища, ампутация конечностей, мы боремся за каждого, работаем в тяжелых условиях, электричества централизованного нет", - рассказывает заместитель главного врача Станично-Луганского РТМО Валерий Кононов.

В осажденном Славянске многие тоже до конца не верили, несмотря на ожесточенные обстрелы жилых районов. В то утро, как обычно, позавтракали, и разошлись по комнатам. Снаряд попал прямо в спальню.

"Что хотят сказать нам люди, которые взрывают нашу территорию? Что они хотят нам доказать? Чтоб мы испугались? Чтоб мы бросили территорию и уехали все отсюда? Освободили свои квартиры, дома, бросили имущество, нажитое годами, бросили стариков-родителей?" - недоумевает Жанна Верховод.

Едва закончилось объявленное перемирие, украинские силовики стали бить по всем направлениям: Краматорск, Луганск, Донецк. Из минометов, гаубиц, с помощью авиации. В Славянске многие улицы буквально равняли с землёй. Люди прятались в подвалах и слушали, как рушатся родные дома.

В Краматорске украинская артиллерия методично расстреливала многоэтажку, за несколько часов разрушив пять квартир. Жители бросились в подвал после первых взрывов.

Судя по массированным атакам, говорят ополченцы, эту войну поставили на паузу, чтобы противник перевёл дух и укрепил позиции, отвлекая ежедневными залпами.

"Я этого перемирия не почувствовал, нас все время обстреливали, били и по жилым кварталам, непонятно зачем они это делают, зачем запугивают людей", - говорит ополченец Сергей Давыдов.

В Краматорске обстрелян пассажирский автобус, 4 жертвы и пять раненых. В районе приграничного поселка Изварино снайперы бьют по машинам на трассе. Это всегда было дорогой жизни, по которой беженцы бежали от войны в Россию. Теперь она стала дорогой смерти.

В самом Изварино разбомбили птицефабрику в разгар рабочего дня. Четверо сотрудников ранены. Когда это пыталась снять съёмочная группа российского телеканала РЕН ТВ, обстрел возобновился. Спецкор Денис Кулага и оператор Вадим Юдин контужены. Фронт продвинулся до самой границы.

Снаряды попали на российский пункт пропуска "Новошахтинск". А через несколько дней с украинской стороны обстреляли и КПП "Донецк".

Около десяти артиллерийских залпов - это сложно назвать случайностью. В тот момент на заставе были десятки беженцев, российские пограничники прикрывали их собой и военной техникой. Жители Юго-Востока говорят: даже до перемирия было спокойнее. Сейчас как будто и нет запретных для бомбёжки зон. В относительно тихом Донецке теперь тоже залпы из миномётов и гаубиц и танковые бои на окраине. За несколько дней больницы переполнены.

Лекарства на исходе. Легкие операции уже делают без наркоза. Боль приходится терпеть. Катастрофически не хватает и донорской крови. Несмотря на это, врачи работают без остановки. Многие не спят по несколько суток.

"Проблема острая стоит действительно с оказанием специализированной медицинской помощи. В частности, это нейрохирургическая помощь, просто достаточно много раненых с повреждением периферической нервной системы, центральной нервной системы", - сообщает начальник первого военного госпиталя ДНР Андрей Гужель.

К Луганску боевые действия подошли вплотную. Это война, на которой нет четкой линии фронта. Здесь сложно понять, где действительно безопасно. Если раньше бои шли в поселках и станицах, которые от Луганска в 10-20 километрах, то сейчас обычным делом стала бомбежка окраин и даже центра города.

Уничтожены жилые дома, заправка, обстреляны две школы и областной онкологический центр. На нём - красный крест - знак для военных: внутри мирные люди. Но он не помог. Три взрыва повредили фундамент, выбили стекла. К счастью, не пострадало отделение лучевой терапии, где стоят лечебные аппараты с радиоактивным кобальтом-60.

В городе все чаще звучит воздушная тревога. Самолеты летают так низко, что слышно звук двигателей. Горожане готовятся к возможным атакам, как могут. Жителей частных домов из самых опасных районов эвакуируют ополченцы. После напряженных ночёвок в подвале людей приходится успокаивать.

Десятки людей разместили в общежитии. Горячее питание и ночлег для взрослых, детям – еще игрушки и карандаши, чтобы забыли ночные кошмары. Пятилетняя Яна, даже рисуя радугу, помнит тот жуткий гром - так родители называли звук рвущихся снарядов.

Гром на юго-востоке Украины - от "Смерча" и "Града". Эти установки залпового огня, по заявлениям ополченцев, используют украинские силовики. Появились сведения и о применении так называемой нацгвардией химического оружия. Пострадавший мужчина не может пошевелиться, ему больно даже моргать. В больницах Славянска несколько пациентов с диагнозом химическое отравление.

Хронику осады Славянска почти месяц вёл Александр Евстигнеев. Показывал ежедневный ужас, руины и смерть на передовой, где и по ним вели огонь. Когда полуразрушенный город взяли в кольцо украинские силовики, стало понятно - выбраться будет непросто.

Залпы едва не накрыли съемочную группу во дворе гостиницы, когда уже собрали вещи и сели в машину. До бомбоубежища не успели бы добежать. Укрылись в холле отеля.

Город обстреливали каждую ночь. Угадать, куда и во сколько упадет снаряд, невозможно. Не было ни света, ни воды. Но на быт никто не жаловался, ведь вокруг гибли мирные люди. И эту неудобную кому-то правду надо было показывать.

В паузе между залпами съемочная группа вырвалась из оцепления. Официальный Киев твердит, что силовики не атакуют мирных жителей, исключительно ополченцев. По крайней мере, об этом заявлял бывший исполняющий обязанности министра обороны Украины.

"Президентом, верховным главнокомандующим Вооруженных сил Украины четко определена задача - ни в коем случае не применять оружие по мирному населению. И я головой и мои подчиненные за выполнение этой задачи отвечаем", - заявил и.о. министра обороны Украины Михаил Коваль.

Это заявление Михаил Коваль сделал как раз в день авиаудара по посёлку Старая Кондрашовка. Голова Коваля всё еще оставалась на плечах, когда пятилетнего Ваню Ермилова и его отца провожала выжившая мать. И вместе с ней весь посёлок.

Киев пытался обвинять в атаке ополченцев, не уточняя, правда, откуда у тех взялся штурмовик. Но спустя два дня заместитель командира спецбатальона "Азов", который участвует в карательной операции, признался, что поселок мог оказаться на линии огня между ними и противником. И, возможно, пилот украинских ВВС допустил ошибку.

Цена таких "ошибок" - десятки жертв среди мирного населения. И это только на минувшей неделе. Жители Юго-Востока называют это не антитеррористической операцией, как в Киеве, а войной. Вот только кому она объявлена и за что, понять не могут.

"В чем мы виноваты, мирные жители? Нет слов, ужас, как это все можно пережить, почему мы должны бежать со своей земли, мы ж такие же люди. За что они нас убивают? За что?" – не понимает женщина.

На эти вопросы украинские силовики и так называемая нацгвардия не отвечают. Зато с гордостью сообщили о взятии Славянска. И выложили победное фото с украинским флагом. Вот только ракурс подобран так, чтобы в кадр не попал ни один разрушенный дом.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей