Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 декабря 2014, 21:30

Самой сложной и болезненной темой года стала гражданская война на Украине

Самой сложной и болезненной темой, которая ворвалась в каждый дом, абсолютно никого не оставила равнодушной, была гражданская война на Украине. Обсуждали везде и всюду. Спорили горячо и очень горячо. Но именно ужас происходящего воспринимали по-разному. Эту разницу восприятия не замечать было невозможно. Сходились лишь в одном: это - трагедия. Погибшие в Донбассе, разрушенная экономика, оборванные отношения, ведь не только украинские семьи разделились на за и против пришедшего к власти режима.

И романтическое начало - с песнями на Майдане, с интеллигенцией, протестующей против коррупции, желавшей все изменить, обернулось чудовищной трагедией.  Вооруженный переворот в Киеве, пожар в Одессе, обстрелы мирных городов. Это водораздел, за которым, кажется, уже весь мир, не только Украина, не будет прежним. И знаками года стали белые грузовики МЧС с гуманитарной помощью, толпы беженцев на границе с Ростовской областью, похоронки, приходившие и в украинские семьи, и в российские, ведь на помощь Донбассу отправились и россияне. И таким же страшным знаком беды стала мемориальная доска на Зубовском бульваре в память о нашем коллеге, фотокорреспонденте Андрее Стенине, погибшем под Донецком.

И впервые после Великой Отечественной вновь прозвучало грубо и зримо - блокада, нацисты, геноцид. В русский язык резко и жутко вошли слова "ватники", "колорады", "укропы" - все, что обезличило людей и сделало их мишенями на гражданской войне, в которой победителей не бывает.

Никаких салютов и петард. К встрече Нового, 2015-го, года власти Киева подготовились заранее. Запрет действует вот уже три месяца, чтобы "не пугать киевлян, которые могут перепутать шум от салютов или петард с настоящими взрывами". Елки на Майдане в Киеве в Новом году тоже не будет. Ее, поставленную еще при Януковиче и превращенную в январе 2014 в символ борьбы с прошлой властью, власти Украины нынешние убрали лишь в августе. Было не до нее.

"Евромайдан", он же второй Майдан, по аналогии с Майданом первым, времен "оранжевой революции", начался еще в ноябре 2013-го, как акция протеста против заявления Януковича о переносе подписания Договора об ассоциации с Евросоюзом, завершился столкновениями в центре Киева сразу после новогодних праздников.

16 января 2014-го Верховная Рада принимает законы, ужесточающие ответственность за проведение протестных акций. По ним, в числе прочего, запрещается ходить на митинги с закрытыми лицами и использовать петарды. В ответ на это уже 18 января начинаются столкновения на улице Грушевского, которая ведет от Майдана к правительственному кварталу. Появляются первые погибшие. Большей частью из бойцов спецподразделения "Беркут". Их в буквальном смысле сжигают заживо, закидывая бутылками с горящим бензином. Эти кадры старательно не показывают на Западе. Как и старательно замалчивают тот факт, что президент Янукович тогда отдает приказ не применять силу против демонстрантов. Это только раззадоривает толпу. В украинских регионах тем временем идет захват протестующими городских администраций и борьба с памятниками Ленину. Их разрушают десятками. Происходит это в основном на западе страны.

На Майдане к тому времени уже почти постоянно находятся европейские и американские высокопоставленные эмиссары, такие как замгоссекретаря США Виктория Нуланд.

Виталий Кличко, которого тогда прочат в вице-премьеры, проговаривается в интервью, что все происходящее идет по плану.

Виталий Кличко: "Нужно, чтобы Украина вся встала! Всеобщий страйк! Мы должны организовать всеобщий страйк".

- У вас есть план? Первый шаг какой?

Виталий Кличко: "Действия, которые сегодня произошли, это все действия спланированы. Сегодня - 4 города, завтра будет еще. Посмотрим".

20 февраля на улицах Киева уже активная стрельба. Стреляют снайперы. И по митингующим, и по бойцам "Беркута". Убитых, по разным данным, от 70 до 100 человек. Оппозиция обвиняет власти. Власть — оппозицию. При этом до сих пор так и остается невыясненным, кто стрелял. Следствие сообщает, что зашло в тупик, и все завершается обвинениями все тех же, забрасываемых "коктейлями Молотова", бойцов "Беркута". Хотя есть и кадры людей, стреляющих из окон гостиницы "Украина", которую тогда занимали ударные отряды Майдана. И даже найденные снайперские винтовки, которые именно митингующие пытались вывезти с мест столкновений. Всего этого тоже не показывают за Западе.

А потом, после переговоров между Януковичем и оппозиционерами, при посредничестве глав МИД Германии, Польши и представителя Франции, Янукович подписывается соглашение "Об урегулировании политического кризиса в Украине". По нему должно быть сформировано правительство национального единства, прекращение насилия, сдача оппозицией оружия и отвод сил правопорядка из центра Киева. Янукович соглашение выполняет. Но оппозиция не расходится с Майдана, требует его немедленной отставки и захватывает правительственные здания. Европа все это поддерживает. Янукович сказывается больным и пропадает, оставив свою роскошную резиденцию "Межигорье", куда сейчас водят экскурсии, называя музеем коррупции.

Активисты Майдана обосновываются в захваченных зданиях, создают национальную гвардию и даже пытаются регулировать движение в Киеве. Какое-то время в стране царит полное безвластие. Бойцов "Беркута", выполнявших приказы и так не нарушивших присягу, начинают преследовать по всей Украине. В части городов их прилюдно унижают, заставляя просить прощения у победителей, встав на колени. Многие бойцы этого элитного спецподразделения вынуждены покинуть свою страну. Они уезжают в Россию. Бежит из Украины и президент Виктор Янукович, через некоторое время заявив на пресс-конференции в Ростове, что сделал это вынужденно, опасаясь за свою жизнь.

То, что действия новых киевских властей, устроивших госпереворот, не встречают поддержки по всей Украине, становится ясно совсем скоро. Страна разделяется на две части: запад и юго-восток. В Харькове, Донецке, Луганске, Одессе, Мариуполе и других городах проходят Антимайданы. Начинаются столкновения с боевиками "Правого сектора"- националистической организации, одной из движущих сил Майдана киевского. Именно боевики, правосеки, как их тут же начинают звать на украинском юго-западе, приезжают в другие города, где пытаются установить свою власть.

Столкновения происходят во многих городах. Но самое кровавое - в Одессе. 2 мая в Доме профсоюзов националисты заживо сжигают десятки людей, не согласных с тем, что предлагали в Киеве националисты. Их закидывают такими же бутылками с зажигательной смесью, что и отряды "Беркута" на Майдане. Спасаясь от огня, люди выпрыгивают с верхних этажей. Самое удивительное происходит в Одессе в эти дни. Сейчас здесь проходит суд по делу о майских беспорядках. Но на скамье подсудимых оказались не те, кто сжигал людей, а выжившие - те, кого не успели добить тогда.

На Украине начинается террор "Правого сектора", один из лидеров которого, Сашко Билый, погибает, похоже, от рук своих же бывших соратников по Майдану. Официальная версия - застрелился двумя выстрелами в сердце. Он, уголовник, объявленный в международный розыск за то, что воевал в 90-х на стороне террористов на Кавказе, прославился  тем, что ввел таксу, по которой защищал предпринимателей якобы от произвола. Чего стоил его приход на заседание облсовета города Ровно с автоматом.

На Майдане в Киеве все громче начинают звучать антироссийские лозунги. Антироссийская истерия усиленно нагнетается украинской прессой. Информационная война, начавшаяся с того, что на Украину перестают пускать журналистов из России, продолжается отключением российских телевизионных каналов.

Одновременно с этим киевские власти стараются пресекать любые недовольства своими действиями на юго-востоке страны. Всенародно выбранный в Донецке губернатор Губарев, выступающий за федерализацию Украины и требующий больше полномочий для ее областей, арестован и увезен Службой Безопасности Украины в неизвестном направлении. По юго-западным областям Украины прокатывается волна митингов в его поддержку, завершившихся тем, что 11 мая в Донецкой и Луганской области проходят референдумы о государственной самостоятельности этих регионов. На них приходит больше 80 процентов жителей. Ни Киев, ни Запад не признают их результатов.

На таком фоне Киев формирует новую власть из тех, кто стоял на сцене на Майдане в Киеве. А в украинскую столицу начинают ездить заграничные кураторы. Кто-то приезжает в открытую, как вице-президент США, в Верховной Раде сразу усаживающийся в президентское кресло и начинающий инструктировать украинских политиков. Но есть и гости, которые не афишируют своих визитов. Так делает глава ЦРУ. После его приезда исполняющий обязанности президента Александр Турчинов объявляет о начале военной операции против юго-востока собственной же страны.

Танки вводят в "проблемные", как считают в Киеве, регионы. Против мирных городов Донбасса начинаются военные действия с применением авиации. Расстреливается городская администрация Луганска. На Донбассе создается ополчение для защиты своих домов от пришлых с западной Украины. Самооборона провозглашенных Донецкой и Луганской народной республики отвечает огнем карательным батальонам, сформированным из представителей так называемой "Национальной гвардии". Частично "Нацгвардия" финансируется украинскими олигархами. Главный идеолог и спонсор – Игорь Коломойский, владелец группы "Приват". В его прямом подчинении несколько батальонов "Национальной гвардии". Символом обороны становится город Славянск. За него идут кровопролитные бои.

Появляются беженцы. Десятки тысяч. Их на своей территории принимает Россия. Вдоль границы разворачиваются мобильные лагеря для тех, кто бежит от войны. Но люди остаются в них недолго. Их размещают в российских регионах. Россия готовит первый гуманитарный конвой. В результате их будет несколько. Сейчас готовится очередной, одиннадцатый. Белые грузовики с десятками тонн продуктов и предметов первой необходимости, отправленные в Донецк и Луганск, отчего-то раздражают и Киев, и западные страны.

Информационная война в разгаре. И в Киеве, и в Европе, и уж тем более в США бездоказательно, но упорно обвиняют Россию в ведении боевых действий на территории Украины. Все аргументы против не принимаются. При этом ни украинские, ни западные телеканалы не показывают и то, что украинская армия обстреливает территорию ДНР и ЛНР баллистическими ракетами. Одна из них – "Точка-У". И то, что во время обстрелов гибнут дети и старики, не успевшие бежать от войны. И то, что несмотря на несколько объявленных властями Украины перемирий, обстрелы из тяжелых орудий не прекращаются.

Но ни Европа, ни Украина предпочитают этого не видеть. В сюжетах и украинских, и европейских телекомпаний мирных жителей в зоне АТО попросту не существует. Все объявлены террористами. При этом за российскими журналистами, работающими в районе боев, начинается настоящая охота. Под целенаправленные обстрелы попадают съемочные группы практически всех российских телеканалов. Убиты корреспонденты ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин, фотокорр Андрей Стенин, оператор Первого канала, наш коллега Анатолий Клян, до последнего не выпустивший камеру из рук.

За это время Украина успевает выбрать нового президента. Им предсказуемо становится Петр Порошенко – владелец кондитерских фабрик, телеканала, заводов и прочих многомиллионных активов. Бывший министр иностранных дел при Ющенко и министр экономического развития и торговли при Януковиче.

Петр Порошенко: "С чем я, как президент, приеду к вам в самое ближайшее время? С миром".

То, что с миром Порошенко не пришел, становится ясно, когда он заявляет, что войну на Донбассе прекращать не намерен.

"И вместе мы победим, потому что у нас работа будет, а у них не будет, у нас пенсии будут, у них нет. У нас поддержка пенсионерам и детям будет, а у них не будет, у нас дети пойдут в школы и детские садики, а у них будут сидеть в подвалах, потому что они ничего не умеют делать. И так и только так мы выиграем эту войну", - заявил президент Украины.

Сразу после выборов Киев начинает экономическую блокаду Донбасса, перестает платить пенсии своим гражданам, живущим в Донецкой и Луганской областях и практически отрезает эти территории от всяческого снабжения. На подходе к ДНР и ЛНР останавливаются даже гуманитарные конвои, собранные на Украине для своих же сограждан.

Украинское правительство тем временем отказывается платить России за газ, который все это время поставляется на Украину. Москва принимает решение поставки прекратить и отпускать топливо только по предоплате, то есть деньги вперед. Платить Украину уговаривает Европа, пообещавшая финансовую помощь. Но денег Европа много не дает. И ждет, когда это сделает соседняя Россия, которую Киев пытается обвинить во всех своих бедах.

"Все эти санкции - как мертвому припарки, оно не помогло. То, что я сейчас вижу реально, я буду делать публичные заявления про это. Я не вижу другого выхода, как их остановить. Или остановка всех финансовых транзакций, или введение войск иностранных государств на территорию Украины", - заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Украина вступает в самый затяжной и глубокий экономический кризис в своей истории. Растут тарифы ЖКХ. Доходит до того, что уголь Украина пытается закупать на другом конце земного шара - в ЮАР. Когда сделка срывается и от поставок отказывается даже Польша, уголь начинает поступать на Украину из России. Но хитрый ход нынешних киевских властей: они сообщают населению, что уголь в стране наконец-то будет, но замалчивают, что поставки идут с российской территории.

А потом были выборы парламентские, когда неугодных кандидатов под крики о люстрации закидывают в мусорные баки или избивают. Под прикрытием европейских ценностей постепенно на Украине побеждает фашистская идеология. Степан Бандера – национальный герой, а клич "москаляку на гиляку", то есть "повесить русского ", уже никого не удивляет даже в Киеве с его многочисленным русскоязычным населением.

Результат выборов предсказуем. Украина получает радикально настроенный парламент, с новыми лицами - комбатами карательных батальонов, воюющих против своих же сограждан на юго-востоке. Верховная Рада, несмотря на обещания президента Порошенко, ни через день, ни даже через месяц после выборов так и не может принять бюджет. Все это время идут сложные переговоры о создании коалиции и дележка портфелей. У Рады снова начинают собираться митинги недовольных уже нынешней властью.

Прошло уже несколько раундов переговоров и в Женеве, и в Минске, о нормализации ситуации на Украине. Россия все это время выступает за скорейшее прекращение братоубийственного огня на украинском юго-востоке. Прорыв последних дней 2014-го - это договоренность об обмене пленными - самая масштабная за все время этой гражданской войны. Но это лишь первый шаг к нормализации ситуации в стране, находящейся в глубочайшем кризисе по воле тех, кто пришел к власти на Украине.

На фоне веерных отключений электроэнергии по всей Украине и полутеплых батарей даже в столице – Киеве, мало кто обращает внимание на то, что под идеологическим запретом оказывается даже Дед Мороз, как персонаж неукраинский и напоминающий почему-то властям тоталитарное прошлое. Мороза заменяет Святой Николай, который, видимо, и призван помочь пережить Украине зиму и разговоры о назревающем, уже третьем Майдане.

Читайте также: