Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 января 2015, 21:05

Предел свободы — стрельба в Париже, как эхо столкновения между двумя системами ценностей

Из парижских больниц выписаны семеро пострадавших при нападении на редакцию "Шарли Эбдо". Состояние ещё четверых пока вызывает опасение у врачей. Ещё одна линия, по которой сегодня развивается сюжет - это настроения после событий, разыгравшихся накануне в Париже.

Ровно на минуту вся Франция сегодня погрузилась в тишину. Минута молчания в память о жертвах теракта в редакции журнала "Шарли Эбдо". Тысячи людей уже второй день выходят на улицы. На площади Республики в Париже они держат в руках светящиеся буквы. Всего два слова – "Не боимся".

"Мы пришли, чтобы показать нашу поддержку и нашу сплоченность перед лицом этого невероятного варварского акта. Такого не должно больше случиться никогда!" - говорит участник акции.

Плакат с надписью "Я – Шарли" можно увидеть во многих французских городах. Здесь говорят, что 7 января стреляли не только в журналистов - стреляли в каждого француза.

"Они говорят, что убивают во имя ислама, но это не так. В Коране написано - когда ты убиваешь одного человека, ты убиваешь все человечество. А если ты спасаешь кого-нибудь, ты спасаешь всех. И я ни за что не приму убийства ради религии, ведь религия учит совсем другому", - сказал участник акции.

Акции в память о жертвах теракта в Париже по всему миру. Цветы и свечи к посольствам Франции несли и в европейских столицах, и на других континентах. Митинги прошли в Австралии и в Японии, в Бразилии и Канаде. А в Вашингтоне к музею журналистики пришли несколько сотен человек.

"В конечном счете, люди, совершившие это злодеяние — я бы назвал их варварами, атаковали не только журнал, но и сами институты республики - свободу слова, свободу печати и свободу мысли. И вот почему мы здесь - чтобы защищать эти ценности, защищать эти права", - заявил организатор акции Гийом Джулиан.

О борьбе за свободу слова сегодня говорили и многие мировые лидеры, например, британский премьер-министр. Вопрос лишь в том, как далеко эта свобода распространяется и насколько уместны шутки на религиозную тему, особенно если последствия известны.

"Я всегда считала, что не подлежит осмеянию и насмешкам и издевательствам никакая вера. Никакой свободы слова за этим не стоит. Элементарная распущенность. Свободу можно понимать по-разному. Я свободна - меня никто не может ни унизить, ни оскорбить, ни дать мне пощечину. Или я свободна - я каждому могу дать пощечину, каждого унизить и оскорбить, - сказала политолог Наталья Нарочницкая. - В России существует закон, запрещающий оскорбление религиозных и национальных чувств. Кстати, именно такая позиция России вместе с утверждением нашей защиты традиционных ценностей и стало причиной истерического поношения России, до  украинского кризиса еще. Как это Россия осмелилась говорить, что она будет защищать христианские ценности?! Это какие ценности?! В нашей постмодернистской философии каждый сам себе назначает ценности или говорит, что у него нет никаких ценностей. Мы видим, что это порождает, какие трагедии и какое преступление".

В знак солидарности многие европейские издания перепечатали карикатуры французского еженедельника. А вот ведущие американские - отказались, сославшись на этические принципы. Впрочем, споры об этике, вне всяких сомнений, были перечеркнуты неадекватностью ответа. Но если даже экспертам в Европе трудно представить, что какая-то картинка может стоить жизни, то для тех, кто взял в руки автомат, объявив себя оружием Бога, это в порядке вещей.

"Этим людям совершенно безразличны французские или европейские традиционные ценности. Они строят в стране, куда прибыли, то общество, откуда они прибыли. Общество радикальное, жесткое, готовое на убийства, а не на диалог с оппонентом в качестве главного и первого аргумента - нормальная система в Африке, на Ближнем Востоке. Там никто не будет в ответ на оскорбившую вас карикатуру изящно шутить, подавать в суд или, если угодно, издавать журнал с ответной карикатурой. Там вас убьют", - сказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Французские власти уже объявили, что террористы, напавшие на редакцию журнала "Шарли Эбдо", прошли подготовку в лагерях на территории Сирии, а на родине занимались вербовкой боевиков. Вот только для экспертов это не стало откровением.

"К сожалению, мы знали, что нападения на национальной почве рано или поздно будут. Особенно, если учесть ситуацию в мире, в которой мы оказались, а именно конфликт в Сирии и в Ираке, где многие французские граждане воюют на стороне террористических организаций. Мы также знали, что и во Франции немало тех, кто поддерживает террористов и уже пытался устраивать атаки раньше", - говорит эксперт Жан Шарль Бризар.

О боевиках с европейскими паспортами, воюющих в Сирии за так называемое "Исламское государство", тоже давно известно. Из Франции таких, по скромным подсчетам, - больше тысячи. Но Париж, так активно поддержавший Соединенные Штаты в борьбе с мировым терроризмом, в отличие от Вашингтона, не может отгородиться океанами и вынужден балансировать на грани.

"Париж голосует за Палестинское государство, думая, что это удовлетворит его радикалов. Париж голосует за то, чтобы из списка террористических организаций убрали ХАМАС. Если уж забыть о главном — о том, что Париж поддерживал "арабскую весну" в Ливии, явился инициатором уничтожения режима Каддафи. В Сирии явился одним из главных, наряду с Соединенными Штатами, спонсоров, западных спонсоров свержения Асада, который, к счастью, пока не удалось, - говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. - Чего же здесь обижаться на то, что террористы, которые вербовали боевиков на джихад в Сирию и Ирак, а так же участвовали в террористических атаках на асадовский режим в группах близких к "Аль-Каиде", вернулись обратно. И сегодня они будут делать во Франции ровно то, что не доделали в Сирии или в Ираке. Тем более там их, скорее всего, убьют - там идет настоящая война, а во Франции-то смертная казнь отменена".

Разделение террористов на плохих и хороших, как видно, приводит к печальным результатам. И если казнь французского журналиста в Алжире в конце сентября стала первым звонком, то расстрел в редакции в Париже - уже даже не предупреждение. Во Франции становится все больше людей, призывающих называть вещи своими именами.

"Это нападение должно дать свободу слова в вопросе исламского фундаментализма. Мы не должны молчать. И мы должны сказать, что произошло. Мы не должны бояться слова: это - террористический акт, совершенный во имя радикального исламизма. Отрицание и лицемерие неуместны. Абсолютный отказ от исламского фундаментализма должен быть громко провозглашен", - заявила председатель партии "Национальный фронт"  Марин Ле Пен.

Популярность правых политиков, к которым, безусловно, относится Марин Лепен, с каждым новым терактом только растет. И если еще несколько лет назад ненависть к мигрантам была уделом маргиналов, то сейчас все изменилось. И вот уже в тихом немецком Дрездене - многотысячный митинг против исламизации Европы. И хоть власти выключают подсветку соседних зданий, демонстрируя свое отношение, проблема от этого не исчезает. Сколько ни гаси свет, трудно не заметить и сегодняшний взрыв у мечети на востоке Франции, который многие уже назвали ответом на теракт 7-го января.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей