Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 июня 2015, 22:05

Сирия уже четвертый год воюет с ордами радикалов, привезенных со всего мира

Точка возврата - Варю Караулову, московскую девочку-отличницу, решившую уйти к террористам ИГИЛ, поймали на турецко-сирийской границе. Вместе с ней еще 13 граждан России, в основном - женщин и детей. Они все вместе отправлялись к джихадистам. Поймали их, скорее всего, потому что папа Вари поднял шум на весь мир и ее искали спецслужбы шести стран. А так ушли бы в черную орду. Варю сейчас готовят к депортации, но лишь потому, что не смогла объяснить, зачем оказалась на территории Турции. Ведь никаких законов она нарушить не успела. Не останови ее отец - ушла бы.

Вероятно, уверяют и эксперты по борьбе с терроризмом, и адвокат семьи: ее поймали в сети, тащили в пустыню, чтобы превратить в вербовщицу - европейская внешность, несколько языков, высокий уровень интеллекта, тайский бокс. Причем до увлечения радикальным исламом, как пишут ее одногруппники в соцсетях, Варю считали националисткой крайне правого толка. И вдруг - длинные рукава на улице, хиджаб, намаз - все по канонам.

Все, как в кино. Только это - в реальности. Сегодня спецслужбы уверяют: в России и Европе создана целая система вербовки подростков в ИГИЛ. Ловят везде - в сети, в барах, на дискотеках, в институтах. Обещают разное - любовь до гроба с арабским красавцем, рай после смерти, справедливое будущее в случае победы джихадистов. Кому что ближе. И от попадания в эту сеть не гарантирован никто, уязвимая точка есть у любого - особенно, если есть обычное для подростков чувство одиночества и непонятости. А потом - переправка, пустыня, лагеря боевиков.

Сирия уже четвертый год воюет с ордами радикалов, привезенных со всего мира. И исход этого противостояния может быть крайне печальным не только для самой Сирии.

Она отталкивает сына, чтобы его лицо не попало в объектив. Он - единственный из семьи, кого Жихан, так ее зовут, смогла спасти. Мужа и брата казнили боевики "Исламского государства", когда ворвались в Пальмиру.

"Брату отрезали голову на моих глазах. Обвинили, будто он сотрудничал с властями. А он был просто электрик, работал в мэрии. Его голову пинали, будто футбольный мяч, и смеялись", - вспоминает Жихан.

От города Хомс до Пальмиры 160 км. Дорога ровная как стрела. Слева и справа - сирийская пустыня. Попутных машин мало, в основном военные, едут на передовую. Навстречу изредка попадаются гражданские. Из опустевших поселков прифронтовой полосы вывозят скарб последние жители. В Хомс спешат попасть засветло. Трасса ведь стратегическая, поэтому нападают на нее часто. По обочинам дороги в песок зарылись заставы сирийской армии. Нашу машину от заставы до заставы провожает пикап с пулеметом. Вроде как прикроет огнем и даст уйти, если будет нападение. Тем более незадолго патруль перехватил машину с боевиками. В плен их не взяли.

Линия фронта, да и то приблизительная, только здесь около трассы. Укрытие на укрытие. Днем стороны лишь следят друг за другом. Воевать в 43 градуса жарковато. Активизируются на закате. Рейды, засады, нападения. Днем лишь беспокоящий огонь на движение. На той стороне заметили боевиков рядом с сооружением, которого накануне еще не было.

"Шестеро пытались туда под утро доползти, чтобы поставить противотанковое устройство и замаскировать, чтобы танк наш достать. Мы их обработали. Семеро. Трупы еще там", - рассказывает сирийский военный.

Дальше в пустыне ничего подобного нет, действуют лишь маневренные отряды. Отступив из Пальмиры, войскам удалось стабилизировать фронт, и теперь война здесь позиционная.

Особенность боевых действий в пустыне, как здесь под Пальмирой, в том, что укрытий нет. Генерал Малед командует "пальмирским фронтом". На штабной карте пока преобладают обозначения синего цвета - формирования ИГИЛ, красных - сирийской армии - заметно меньше, но это временно, уверяет генерал.

"Боевики пытались развить успех, но мы их остановили. Теперь накапливаем силы для контратаки, чтобы взять Пальмиру в полукольцо и освободить на юго-западной окраине стратегический перекресток двух дорог на Хомс и на Дамаск", - рассказывает генерал Малед.

Осада города обещает быть долгой. У сирийской армии связаны руки. Бить из тяжелой артиллерии по позициям боевиков - означает повредить памятники древнеримской архитектуры: храмы, театр, фрагменты дворцов и колоннад, которыми Пальмира и прославилась. Кроме того, в городе еще остаются жители, не сумевшие убежать. У доктора Хатиба там родня, и хотя мобильная связь не действует, новости доходят.

"В течение 10 дней я должен вернуться в Пальмиру, чтобы судить меня за высказывания, поддержку. Во-вторых, что у меня жена русская. Если бы я остался, мне бы, наверное, голову отрезали бы", - говорит доктор Муавия Хатиб.

Как и многим врачам и медсестрам клиники, в которой он работал, только за то, что они лечили раненых солдат.

"Их убили, казнили на улице и оставили лежать: женщин на 4 дня, а мужчин 7 дней нельзя хоронить. Законы хуже, чем у животных", - отмечает Муавия Хатиб.

В списках разыскиваемых ИГИЛ сторонников властей только в пальмире 1200 фамилий. Нашли и казнили больше 500. Этих людей боевики убивают только потому, что они из бедуинского племени шайтат. Как мусульманам сунитам, им предлагали воевать за "Исламское государство", они отказались. Вот их теперь и вырезают. В ответ, племя шайтат объявило ИГИЛ свою войну, кровь за кровь, и ровно теми же методами, которые не принято показывать по ТВ.

"Они убивают всех мужчин нашего племени от 15 до 60 лет поголовно. А ради забавы и женщин, и даже маленьких детей. По нашим данным, от их рук погибло до 5 тысяч человек", - рассказывает комендант лагеря беженцев Абу Хасан.

Племя бежало из города Дер-эз Зор в Пальмиру, боевики шли дальше, и племя теперь бежит из Пальмиры в Хомс.

Трасса из пальмиры в Хомс оказалась заминирована. Машины бросали прямо на обочинах и дальше шли пешком десятки километров - несколько дней по пустыне.

Захват Пальмиры получился громким. Город известен всему миру. Но на самом деле он просто оказался на пути. В 8 км от него нефтяное месторождение Хаян, не самое крупное в Сирии, но прибыльное, поэтому для экономики квазиобразования "Исламское государство" лакомое. Оружие ведь ему удается закупать в обмен на контрабандные нефть и газ. А газа здесь немало. Чуть дальше от Пальмиры в сторону Хомса газовое месторождение Шаир, огромное - целых 108 скважин.

"Суммарная добыча всех скважин 1 млн. кубометров газа в день. Это месторождение дает треть сирийского газа. Его потеря станет не просто военным поражением, это будет мощнейший удар по экономике всей страны", - считает инженер Мухаммад Муса.

К нему боевики рвутся давно. Захватить смогли лишь две скважины. И все.

"Вокруг месторождения целый укрепрайон. Система постов и застав с пехотой и техникой, спрятано и укрыто столько, что вы просто не представляете. А еще наши дозоры и разведгруппы, которые работают у боевиков в тылу. Им здесь очень неспокойно", - отмечает командир ополчения Мурий Аббас.

Армия зацепилась крепко под прикрытием авиации, артиллерии и "Градов". Снарядов здесь не жалеют. Огонь открывают даже при намеке на активность.

Сирийская армия расширяет буферную зону вокруг газового месторождения Шаир в провинции Хомс. С одной стороны, это обезопасило оборудование, а с другой, позволило боевикам обстреливать позиции из минометов и артиллерии, не боясь повредить газовые станции, за контроль над которыми они собственно здесь и воюют.

На фоне ухудшающейся ситуации в стране Иран, считающийся союзником, свою поддержку и контакты с Дамаском не афиширует, а Москва наоборот не скрывает. Делегация Федерального Собрания при участии "Боевого братства" и комитета солидарности с народом Сирии привезла гуманитарную помощь. Передавали ее адресно, в православные общины и школу-интернат для детей погибших сирийских военных. Кроме продуктов и медикаментов путевки в подмосковный лагерь отдыха. Дети побывают там, где учились их отцы. Из Сирии на Россию по традиции смотрят с надеждой и большой симпатией. Проверено временем.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей