Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 сентября 2011, 10:10

Сокращение сроков подготовки пилотов гражданской авиации: за и против

На тему о сокращении сроков обучения летчиков гражданской авиации дискутировали Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Геннадьевич Шнырев и действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, заслуженный пилот СССР Жорж Константинович Шишкин.

Обсуждая этот вопрос, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев уточнил, что "речь идет не о каком-то революционном, трех- или четырехкратном уменьшении срока подготовки пилотов". Суть этой реформы состоит в "переработке направленности программы".

"Речь идет о нацеливании программы на получение критически важных знаний и навыков пилотов, - пояснил эксперт. – Во-первых, эти знания и навыки пилот будет получать в отношении тех воздушных судов, которые востребованы в компаниях. Это и "суперджеты", и Ан-148, и самолеты иностранного производства. Во-вторых, мы позволим создать профицит пилотов, чтобы авиакомпании могли выбирать лучших".

"Мы доработали существующие программы, теперь они полностью удовлетворяют стандартом ИКАО, - рассказал представитель Министерства транспорта о проделанной работе. – Введена программа 150-часовой подготовки для коммерческих пилотов. Мы утвердили новую программу для подготовки пилотов – так называемую программу MPL, которая была подготовлена и разработана нашими ведущими университетами на основе международных стандартов Международной организации гражданской авиации".

Для обеспечения работы программы "за последние 3 года было закуплено 86 самолетов, которые имеют кабины, оборудованные приборами, аналогичными тем, что примеряются на больших самолетах, а также закуплено 16 полнофункциональных тренажеров", рассказал Андрей Шнырев. А в 2011 году планируется "дополнить парк 25 современными самолетами и закупить еще 16 тренажеров".

Структура обучения пилотов гражданской авиации "практически не изменилась со времен СССР, хотя это и не очень укладывается в рыночные реалии государства", отметил Шнырев. "Мы ее меняем постепенно, - сказал он, - понимая, что должна быть преемственность поколений во время подготовки". В СССР подавляющая часть пилотов получала именно среднее образование по двухгодичной программе. А впоследствии, когда пилот планировал стать командиром, к примеру Ту-154, он заканчивал Академию в Санкт-Петербурге заочно. Такая форма вполне может существовать и в настоящее время. Никто не планирует прекращать систему высшего образования в гражданской авиации".

В заключение эксперт по гражданской авиации отметил, что "современная техника так устроена, что пилот очень часто должен выполнять процедуры автоматически". Особенно это касается аварийных ситуаций. И здесь уже бывает важно "не образование, а натренированность" пилота. В этом, по словам эксперта, и состоит суть изменений в обучении пилотов.

Заслуженный пилот СССР, действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Жорж Шишкин, выступая против сокращения сроков подготовки пилотов гражданской авиации, предложил "вспомнить историю создания системы обучения и профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации, которая закладывалась еще в середине XX века". "В тот период, - рассказал пилот, - на освоение в гражданскую авиацию пришло большое количество отечественных самолетов большой пассажировместимости и грузоподъемности. Стало понятно, что системы подготовки пилотов на основе двухгодичного обучения недостаточно, нужны более глубокие знания. Тогда была создана новая система, которая включала в себя 5 средних летных училищ, 2 высших летных училища, Академию гражданской авиации, Центр гражданской авиации в Ульяновске, 30 учебно-тренировочных отрядов и т.д. Она работала безотказно и безукоризненно. С такой системой мы вошли в 90-е годы и до сегодняшнего дня живем".

По мнению Жоржа Константиновича, "сегодня ситуация в некоторой степени повторяется: на эксплуатацию пришло огромное количество иностранных воздушных судов, работа летного состава усложнилась, ответственность повысилась". В такой ситуации, считает заслуженный пилот СССР, "предложение существенно сократить подготовку летного состава до 2 лет неприемлемо". По его словам, "это возврат в 50-е годы прошлого века, это снижение уровня профессиональной подготовки и снижение уровня безопасности полетов". "Безопасность полетов держится на основе надежности работы экипажа", - отметил эксперт.

Он обратил внимание на несоответствия в новых федеральных правилах подготовки пилотов. По его словам, там указано, что должен "знать и уметь пилот", но "где он должен получать свои знания, в аэроклубе или в частной школе", не указано. А это принципиальный вопрос.

Шишкин согласился, что "сегодня летчик становится больше оператором, чем пилотом". Тем не менее, он "должен уметь пилотировать, переходя на резервные и аварийные системы в полете". "Можно говорить о сокращении времени подготовки пилотов, но никоим образом нельзя говорить об изменении структуры системы, которая существует сегодня", - добавил эксперт.

Новые дискуссии о сроках обучения летчиков гражданской авиации в нашей стране начались в связи с запуском международной программы подготовки пилотов, обучение по которой будет длиться не 5 лет, а всего 18 месяцев. Стать участником программы смогут те, кто закончил 2 года обучения в техническом вузе. Эксперты спорят, отразится ли сокращение сроков подготовки пилотов на безопасности полетов.

Читайте также: