Все, что нужно знать о свадьбе

Подготовка свадебного дня требует фантазии и организованности одновременно. Познакомившись с традициями разных народов России, свадебными обрядами разных времен, погрузившись в тонкости создания свадебных нарядов и разработки меню, самое время финализировать все знания и составить план самого свадебного дня и предваряющего его периода. Предлагаем вам свадебный чек-лист, который позволит не забыть о важных деталях и сделать праздник не только красивым, но и комфортным.
Свадьба в Ярославле. Фото: Дмитрий Воробьев
Свадьба в Ярославле. Фото: Дмитрий Воробьев

ТОП-10 полезных советов

1. Представьте свою свадьбу
Попробуйте описать свою идеальную свадьбу — какая она? У вас много гостей или только самые близкие? Вы отмечаете ее на природе или в городе? Она шумная или спокойная? Развеселая или утонченная? Вы хотите больше танцев или больше конкурсов? Подберите несколько прилагательных, которые точнее всего описывают свадьбу вашей мечты. Так вам будет проще готовиться к свадьбе и объяснять окружающим, какой именно вы ее видите.
2. Начинайте готовиться заранее
В крупных городах можно смело планировать свадьбу за полгода или даже за год до торжества, чтобы успеть выбрать подходящую дату в ЗАГСе, забронировать кафе или ресторан, купить или сшить платье и костюм, найти специалистов, которые помогут в организации и проведении свадьбы, оповестить всех гостей.
3. Расставьте приоритеты
Конечно, жениху и особенно невесте хочется всего и сразу. Но при ограниченном бюджете важно правильно расставить приоритеты. Что для вас важнее — позвать больше родных и друзей или наполнить вечер живой музыкой? Купить роскошное платье или потратить большую часть средств на декор? Удивить гостей шоу-программой или огромным тортом? Когда вы поймете, от чего не готовы отказываться, а чем можете легко пожертвовать, планировать свадьбу станет гораздо легче.
4. Не забывайте о традициях
Многие национальные традиции можно органично вплести в современную свадьбу. Наверняка старшему поколению будет приятно, если вы сами предложите им провести несложный свадебный обряд. Например, встречу молодых караваем, или благословение иконами, или смену головного убора невесты.
5. Выбирайте выгодное время
Пик свадебного сезона приходится на лето, а самым удобным днем для торжества считается суббота. Если вы планируете застолье вне стен дома и прибегаете к помощи фотографа, ведущего, декоратора и других специалистов, то рассмотрите вариант проведения свадьбы поздней осенью, зимой или ранней весной и лучше в будни или в воскресенье. Велика вероятность, что в это менее популярное время вам сделают скидки
6. Правильно планируйте бюджет
В зависимости от формата свадьбы и ваших пожеланий распределение трат может сильно различаться. Но, как правило, стоит ориентироваться на усредненный вариант: банкет 35–50% от общего бюджета, декор — 10–20%, образы жениха и невесты — 10–20%, ведущий, диджей, оборудование и развлечения — 10–15%, фото и видео — 5–15%, транспорт, полиграфия, предметы для свадебных традиций, бонбоньерки, важные мелочи — 5–10%. Во время подготовки и самого торжества обязательно возникнут непредвиденные расходы, поэтому еще на этапе планирования заложите на них 5–15% от общей суммы. И, конечно, не забудьте про обручальные кольца!
7. Уделите особое внимание еде и напиткам
Не экономьте на угощениях для гостей. Это не значит, что нужно заказывать самые дорогие и экзотические блюда. Но еда и напитки должны быть качественными, свежими и в достаточном количестве. Обычно для свадебного банкета на одного человека рассчитывают до 1,5 кг еды, 2 л безалкогольных напитков и 0,5–0,7 л алкоголя. Хорошим тоном будет уточнить у гостей, нет ли у кого-то аллергии на определенные продукты или специфической диеты. Чтобы точнее рассчитать количество и вид алкогольных напитков, можно заранее поинтересоваться у гостей об их предпочтениях.
Свадьба в Карелии
Свадьба в Карелии
8. Не экономьте на важном, чтобы не испортить свадьбу и воспоминания о ней
Не стоит экономить на стилистах: неудачный макияж или прическа могут испортить настроение в этот важный день, когда жених и особенно невеста будут в центре всеобщего внимания. Чтобы пара выглядела гармонично, костюму жениха нужно уделить столько же внимания, сколько и платью невесты. Подыщите умелого фотографа, иначе будет обидно, если в качестве воспоминаний вы получите плохие фотографии. Тщательно выбирайте ведущего вечера и подробно обсудите с ним программу и развлечения, чтобы не оказаться в неловкой ситуации с пошлыми конкурсами.
9. Ищите альтернативные варианты
Живые цветы для украшения зала и фотозоны можно заменить на качественные искусственные или подобрать недорогие сезонные цветы и вместо пышного букета оформить композицию минималистично. Цветы вообще можно заменить гирляндой, тканью или собственноручно сделанными украшениями. Также можно сэкономить значительную сумму, отказавшись от шоу-программы и приглашенных танцоров, певцов и других артистов. Если же вам хочется разбавить вечер выступлениями и формат свадьбы это позволяет, то вспомните о талантах своих родных и друзей: скорее всего, им приятно будет порадовать вас и гостей в этот день. Или подготовьте собственную песню или танец.
Свадьба в Удмуртии. Жених выступает с музыкальной группой
Свадьба в Удмуртии. Жених выступает с музыкальной группой
10. Помните, что свадьба — это ваш праздник
Да, к советам и пожеланиям родных и друзей стоит прислушиваться, идти на уступки старшим, если что-то для них действительно очень важно. Но главное — помнить, что это ваша свадьба, вы ее главные герои и только вам решать, каким должно быть торжество. Не следуйте моде, если она не находит отклика в вашей душе, и создавайте идеальную для самих себя свадьбу. Сохраняйте спокойствие, подходите к подготовке торжества поэтапно и помните, что при любом бюджете можно сыграть по-настоящему красивую, теплую и душевную свадьбу.

Подготовка к свадьбе: когда и что делать

За 4 месяца – 1 год
1. Определить дату регистрации брака, проведения религиозного обряда и свадебного торжества.
2. Познакомить свои семьи друг с другом, если знакомства еще не было.
3. Выбрать формат и стиль торжества.
4. Составить примерный список гостей и бюджет.
5. Если свадьба будет вне дома, то подыскать подходящую площадку и предварительно забронировать нужную дату.
6. Если регистрация брака планируется в день свадьбы, то лучше подать заявление в ближайший к выбранной площадке ЗАГС.
7. Понять, нужна ли помощь свадебных специалистов, и если да, то начать их искать и в случае успеха внести предоплату.
8. Купить кольца или найти мастерскую, где их можно сделать друг для друга своими руками.
За 3–5 месяцев
1. Купить или сшить платье и костюм, подобрать обувь и аксессуары.
2. Составить точный список гостей и разослать им приглашения, продумать план рассадки.
3. Обсудить все детали свадьбы со специалистами (например, декор, торт, развлекательную программу, спланировать фотосессию).
4. Начать репетировать первый танец, если он будет достаточно сложным.
5. Решить, как провести медовый месяц. Если планируется путешествие, то купить билеты, забронировать гостиницу.
Классическое платье невесты из Москвы. Фото: Евгения Арзамасцева
Классическое платье невесты из Москвы. Фото: Евгения Арзамасцева
Красное платье удмуртской невесты
Красное платье удмуртской невесты
Классическое белое платье невесты из Ярославля. Фото: Дмитрий Воробьев
Классическое белое платье невесты из Ярославля. Фото: Дмитрий Воробьев
 Свадебное платье невесты из Архангельска с элементами русского народного костюма
 Свадебное платье невесты из Архангельска с элементами русского народного костюма
За 1–2 месяца
1. Подать заявление в ЗАГС.
2. Определить, будет ли девичник или мальчишник, и если да, то подготовиться к ним.
3. Составить подробное расписание свадебного дня и, если нужно, заказать транспорт.
4. Утвердить меню застолья.
5. Закупить реквизит, подготовить комплименты для гостей, свадебную полиграфию и декор, если планируется делать его своими руками.
6. Убедиться, что образы жениха и невесты полностью собраны.
7. Если приедут иногородние гости, подумать об их встрече и размещении.
За 1–2 недели до свадьбы
1. Обсудить с близкими их задачи в день свадьбы.
2. Сделать все подготовительные уходовые процедуры у косметолога.
3. Проконтролировать готовность свадебных специалистов.
4. Подтвердить у гостей их присутствие.
5. Если планируется свадебное путешествие, то собрать чемоданы.
6. Заказать букет невесты.
7. Собрать сумку с вещами, которые могут пригодиться в день свадьбы.
Букет невесты. Фото: Ксения Бабушкина
Букет невесты. Фото: Ксения Бабушкина
Букет невесты из Удмуртии
Букет невесты из Удмуртии
Букет невесты. Фото:  Дмитрий Воробьев
Букет невесты. Фото: Дмитрий Воробьев

Расписание свадебного дня

Расписание свадебного дня у каждой пары может сильно различаться. Это зависит от того, какие локации должны посетить молодожены, планируется ли выкуп невесты и другие традиционные элементы свадебного обряда, будет ли регистрация брака проходить в день свадьбы или накануне, хотят ли жених и невеста совершить религиозный обряд бракосочетания, будет ли выездная фотосессия, сколько времени решено посвятить застолью и так далее.
Свадьба в Удмуртии. Выкуп невесты
Свадьба в Удмуртии. Выкуп невесты
Ниже приведены наиболее популярные этапы современной свадьбы и примерное время, которое нужно им уделить. Совместить все мероприятия очень сложно, поэтому молодоженам следует разумно подойти к планированию свадебного дня и не перегружать его, чтобы не утомить самих себя и гостей, а заодно не переживать о плотном графике, если вдруг случится форс-мажор.
Тайминг свадебных мероприятийv Сборы жениха и невесты (1,5–2,5 часа).
v Фото-и видеосъемка утра жениха и невесты (20–40 минут).
v Выкуп невесты и благословение от родителей (30 минут – 1 час).
v Торжественная регистрация брака, поздравления, фото (30 минут – 1 час).
v Религиозный обряд (1–2 часа).
v Выездная фотосессия и посещение памятных мест (1–2 часа).
v Сбор гостей и застолье (6–10 часов).
v Не забудьте заложить время на перемещение между локациями (от нескольких минут до нескольких часов).
Свадебный банкетПланируя застолье, следует продумать его составляющие. Обычно это:
v Сбор гостей, объявление начала банкета.
v Встреча молодоженов.
v Холодные закуски.
v Знакомство ведущего с гостями.
v Первые тосты родителей.
v Горячие закуски.
v Легкие короткие конкурсы и развлечения или шоу-программа.
v Первый танец молодых.
v Танцевальная пауза.
v Горячие блюда.
v Более активные конкурсы и развлечения или шоу-программа.
v Танец отца с дочерью.
v Танцевальная пауза.
v Вынос торта.
v Трогательная кульминационная церемония (семейный очаг, благословение, песочная церемония, завязывание семейного узла, снятие фаты, клятвы, капсула времени).
v Бросание букета/подвязки.
v Благодарность от молодых гостям.
v Заключительный этап вечера (фейерверк, бенгальские огни, общее фото, танцы).
Бенгальские огни на свадьбе
Бенгальские огни на свадьбе

Что взять с собой в день свадьбы: шпаргалка-напоминалка

  1. Для официальной церемонии регистрации: паспорта, кольца, файл или папка для свидетельства о заключении брака, чтобы не помять его.
  2. Для религиозного обряда в Русской Православной Церкви: венчальная икона, венчальные свечи, рушник, платки для гостей на случай, если у кого-то из женщин не окажется головного убора.
  3. Для религиозного обряда никях: платок, покрывающий голову и шею невесты, тюбетейка для жениха, махр — свадебный подарок от жениха невесте (если мулла будет демонстрировать его свидетелям).
  4. Миниаптечка (лекарства, которые родители и молодожены принимают постоянно, средства от головной боли, от боли в животе, от кишечного расстройства, антигистаминные препараты, пластыри, антисептик и другие лекарства по показаниям).
  5. Салфетки влажные и сухие.
  6. Пятновыводитель в удобном формате.
  7. Пудра или матирующие салфетки, помада или блеск для губ, духи, зеркальце.
  8. Лак для волос, запасные заколки и невидимки.
  9. Средства личной гигиены.
  10. Запасные чулки, колготки, носки.
  11. Сменная рубашка для жениха.
  12. Сменная обувь для невесты на случай, если свадебные туфли станут неудобны.
  13. Несколько булавок, иголка и нитки под цвет платья и костюма.
  14. Губка для обуви.
  15. Красивая верхняя одежда, платок или шаль, которую могла бы накинуть на плечи невеста, если станет холодно.
  16. Красивый, а лучше прозрачный зонт, если планируется фотосессия на открытом воздухе в пасмурную или дождливую погоду, а если в день вашей свадьбы стоит жара, возьмите красивый веер для невесты, веер или ручной вентилятор для гостей.
  17. Зарядные устройства для телефона и портативный аккумулятор.
  18. Предметы, необходимые для традиционных обрядов — рушник для свадебного каравая, икона для благословения, послания друг другу, свечи и т.д.).
  19. Несколько зажигалок, если планируется жечь бенгальские огни или запускать фейерверки, проводить церемонию зажжения семейного очага (не забудьте согласовать это с администрацией площадки, где планируются мероприятия).

Что нужно сделать после свадьбы

  1. Оплатить услуги площадки и специалистов.
  2. Поблагодарить всех помощников и гостей.
  3. При необходимости отнести платье и костюм в химчистку.
  4. После получения готовых свадебных фото и видео разослать их гостям, можно напечатать фотокнигу для себя и родных.
  5. Наслаждаться семейной жизнью!
Свадьба в Карелии. Невеста с подружками
Свадьба в Карелии. Невеста с подружками

Свадебные ритуалы

В современной свадьбе используются ритуалы и обряды как традиционные, так и недавно вошедшие в обиход. Опишем несколько из них:

Зажжение семейного очага

Традиция зажжения семейного очага означает не только рождение новой семьи, но и передачу жизненного опыта и семейных ценностей от родителей к детям. Для проведения церемонии понадобятся три свечи. Родителям жениха и невесты удобнее использовать две высокие и тонкие свечи, а молодым — одну большую и широкую. При желании свечи можно заранее украсить лентами и бусинами, нарисовать на них рисунок или сделать памятную надпись. В кульминационный момент свадебного вечера ведущий приглашает в центр зала молодых и их родителей. Под трогательные слова о преемственности поколений, о любви и поддержке, родители зажигают свои свечи. Затем одновременно от своих свечей они зажигают свечу жениха и невесты, передавая им тепло семейного очага. В дальнейшем эти свечи хранятся как памятная реликвия. При этом важно заранее уточнить у администрации площадки, разрешено ли зажигать свечи в помещении. Если по каким-либо причинам не все родители могут присутствовать на свадьбе, очаг может передать другой близкий родственник или молодые могут выбрать другую традицию.
Семейный очаг на свадьбе. Фото: Дмитрий Воробьёв
Семейный очаг на свадьбе. Фото: Дмитрий Воробьёв

Песочная церемония

Считается, что этот обряд зародился на Гавайских островах сотни лет назад. Молодожены смешивали в чаше разноцветный вулканический песок, показывая этим, что теперь судьбы их навеки сливаются воедино. Сейчас по всему миру и в России представлен большой выбор реквизита для проведения этой церемонии. Молодоженам понадобятся три сосуда и два вида цветного песка. По очереди или одновременно жених и невеста должны сыпать песок из своих сосудов в общий, образуя этим неповторимый рисунок своей будущей совместной жизни. Затем большой сосуд надежно закупоривается и бережно хранится как память. Обратите внимание, что сосуд лучше выбирать из толстого стекла и с удобным горлышком, чтобы не просыпать песок. Для удобства при пересыпании можно использовать воронку. Цвет песка молодые выбирают сами, опираясь на цветовой символизм или собственные предпочтения. Иногда используют больше двух видов песка — все зависит от желания и фантазии молодоженов.

Завязывание семейного узла

Это еще один современный обряд, символизирующий прочность брака. Его можно проводить как во время неофициальной выездной регистрации, так и на свадебном банкете. Молодым понадобятся две ленты, веревки или каната, которые они должны связать в крепкий узел. Узел может быть как самым простым, так и сложным морским, но в этом случае рекомендуем заранее потренироваться его завязывать. После свадьбы молодожены могут, например, закрепить узел на холсте и повесить его как картину на стену.

снятие фаты

Под конец свадебного торжества ведущий зовет невесту сесть в центре зала и приглашает старших женщин снять с невесты фату и покрыть ее голову белым платком. Этот трогательный обряд показывает, что теперь невеста становится женой, хозяйкой и хранительницей дома. Церемонию может проводить как только мама невесты, так и, например, мама со свекровью, с бабушкой, другая старшая женщина семьи. Фата должна быть закреплена так, чтобы ее можно было аккуратно снять, не повредив прическу, об этом стоит заранее предупредить специалиста, который будет собирать невесту утром.

Бросание букета

Есть поверье, что девушка, поймавшая букет невесты на свадьбе, следующей выйдет замуж. В отличие от предыдущих очень трогательных традиций, эта, как правило, наоборот веселит гостей. В конце торжества ведущий предлагает всем незамужним девушкам выйти в центр зала. Невеста становится к ним спиной и под общий обратный отсчет бросает свой букет, а гостьи пытаются его поймать. Иногда невесты не хотят расставаться со своим свадебным букетом и бросают вместо него заранее подготовленный букет-дублер. Важно убедиться, что в зале достаточно места и букет случайно не зацепит столы гостей. Жених тоже может исполнить свою версию этой традиции, бросив неженатым друзьям подвязку невесты или свою бутоньерку.

Клятвы любви и верности

Поскольку в центре свадьбы находятся жених и невеста, принесение ими друг другу клятв любви и верности станет очень красивой частью торжества. Советуем молодоженам заранее подготовить свою речь примерно на 1–2 минуты, выучить ее наизусть или написать на красивой бумаге и прочесть с листа. Некоторые молодожены очень волнуются во время церемонии, и поэтому предварительно делают аудиозапись своего послания, которую в нужный момент включает ведущий. Нежные слова можно произнести как во время неофициальной регистрации брака, так и под конец свадебного вечера.

Капсула времени

Чтобы спустя года вновь пережить радостные эмоции свадебного дня, молодожены могут сделать свою «капсулу времени». Например, можно подготовить специальную деревянную коробочку, в которую положить бутылку вина в финале вечера. Ее можно дополнить двумя фужерами, письмами друг другу и другими памятными вещами. После этого «капсулу» закрывают и договариваются открыть по какому-либо важному для семьи поводу: на рождение первенца, на покупку жилья, на 10 годовщину свадьбы и т.д.
СОВЕТ: Закладывайте на проведение этих свадебных традиций не более 5–7 минут, иначе гости могут заскучать. Молодожены могут подстраивать любые свадебные традиции под себя: совмещать несколько обрядов, видоизменять их на свое усмотрение — стоит только проявить фантазию и помнить об уместности проведения тех или иных церемоний.
Свадьба в Удмуртии
Свадьба в Удмуртии
Каким бы ни был ваш главный семейный праздник, главное — чтобы о нем у всех участников и гостей остались самые светлые воспоминания. Свадьба — это новый этап в жизни молодоженов, их родителей, всех членов семьи. В этот день начинается объединение двух родов, взаимное обогащение традициями, пусть этот день станет возможностью для узнавания друг друга, семей, культур, взаимным обогащением теми ценностями, которые важны для каждого члена семьи.