Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от проекта «Доккино»?
Валдис Пельш: «Мы хотим рассказать истории людей, обреченных на подвиг»
Видеоматериал © Первый канал, АО
12 июля 2016
На Первом канале — четырехсерийный документальный фильм Валдиса Пельша «Люди, сделавшие Землю круглой» о героических советских экипажах, совершивших в 1930-х годах уникальные трансполярные перелеты. Что увидит в картине зритель, а что осталось за кадром — рассказал в интервью 1tv.ru автор проекта Валдис Пельш.

Смотрите документальный цикл 24 и 31 июля в 13:20 

Фильм «Люди, сделавшие Землю круглой» посвящен главному триумфу авиации 30-х годов — сверхдальним трансполярным перелетам, которые совершили экипажи Героев Советского Союза, В. П. Чкалова и М. М. Громова. Рассказ построен на уникальных документах, о существовании которых ранее не было известно. Это дневники и рукописи летчика Георгия Байдукова, второго пилота экипажа Чкалова, недавно найденные членами его семьи. Именно они позволят пролить свет на достоверную историю судеб советских героев. Сейчас эти перелеты считаются главными событиями советской авиации тех лет.

О выборе темы: «Материал, которые мы нашли, тянул на кино»

Изображение © РД Студия, ООО

Все началось со встречи в коридорах Останкино с Дмитрием Хаустовым — не только популярным телеведущим, но и мужем внучки Георгия Филлиповича Байдукова. Он мне рассказал историю нахождения архива Байдукова. Найден он был совершенно случайно, на даче, в заколоченной нише — архив мог там пролежать еще лет 30-40-50. Материал, который мы нашли, тянул на кино. Сначала мы наивно полагали, что это будет одна серия минут на 50, ну может быть две серии, три, четыре… Потом мы остановились и дали себе команду, что будет не более четырех 50-ти минутных серий.

Мы хотим рассказать истории людей, «обреченных на подвиг». Ведь в сознании массового зрителя, особенно молодого, этот один из величайших триумфов не только советской авиации, но и советской страны разложился на отдельные фрагменты: «Чкалов куда-то летал», «Чкалов куда-то долетел». Но в чем феноменология этого события, и какова действительно правдивая история… Это же был не один перелет, а четыре: начинается все со строительства самолета, потом Михаил Громов устанавливает на нем абсолютный рекорд дальности, затем Сигизмунд Леваневский пытается долететь до Америки на этом самолете и возвращается, затем два триумфальных перелета чкаловского и громовского экипажа, и заканчивается все трагическим перелетом Леваневского на самолете ДБ-А — экипаж до сих пор не найден, самолет не найден.

Нам очень хочется, чтобы это действительно яркое событие стало чуть понятнее и яснее для жителей нашей страны.

О том, что увидит зритель: «Хроника у нас цветная»

Изображение © РД Студия, ООО

Мы делаем эту тему максимально визуально интересной: мы раскрашиваем хронику — она у нас будет цветная, мы дорисовываем те эпизоды хроники, которых не существует в силу того, что, например, самолет, пролетающий над Северным Ледовитым океаном, снимать никто не мог, все находились внутри. Кстати, очень обидно, что ни первый, ни второй экипаж не взяли с собой кинокамеры. Хотя Андрей Юмашев, второй пилот громовского экипажа, рисовал акварелью прямо в полете — эти рисунки у нас в фильме будут использованы.

То, что не существует на пленке кинохроники, мы дорисовываем комиксами, компьютерной графикой — эти эпизоды воспроизведены с очень большой достоверностью и динамикой, которая молодого зрителя привлечет своей визуализацией.

Мне кажется, истории про достойных интересных людей — вневременные и вневозрастные. Если вам рассказывают интересно, вы будете это слушать.

О местах съемок фильма: «Все завалено бревнами-топляками, весь остров изрезан лиманами»

Изображение © РД Студия, ООО

Самой дальней точкой нашего путешествия был остров Удд, на котором завершился перелет чкаловского экипажа на Дальний Восток. Посадка была совершена в тяжелейших условиях — машину мастерски сажал Чкалов. На этом острове мы как раз и искали место, где летчики могли сесть — так вот, сесть там нельзя: все завалено бревнами-топляками, весь остров изрезан лиманами. А чкаловцы там сели, потеряв только одно колесо, и остались живы. Мы снимали также в Санкт-Петербурге, на Черноморском побережье, конечно же в Чкаловске. География была достаточно обширная. Правда нам не удалось поехать в США в силу финансовых проблем, но мы компенсировали это хитрым ходом, который, мне кажется, понравится зрителю.

О курьезах во время съемок: «В какой-то момент меня руки подвели, и я вывалился из самолета»

Смешная история была только одна: когда мы воспроизводили эпизод подвига инженера Стомана (во время взлета чкаловского экипажа шасси убралось не до конца, и посадка могла завершиться для экипажа плачевно. — прим.ред.), который во время полета прорубил дырку в крыле самолета, пролез внутрь крыла, прорубил люк, и в течение четырех часов он болтался на высоте — в это время остальной экипаж тянул на себя шасси, а Стоман ломиком фиксировал каждую подтяжку. Причем экипаж не мог страховать Стомана, поскольку из последнего парашюта на борту они сделали трос.

Так вот мы решили воспроизвести этот эпизод, правда, парашют у меня был. Я попытался дотянуться до шасси самолета Л-410, и в какой-то момент меня руки подвели, и я вывалился из самолета. Падая, я подумал, что мы все равно сняли очень красивый эпизод, и тот план, который снимала камера у меня на шлеме, будет наверное самым впечатляющим. После чего, в том же свободном падении, я понял, что я молодец: камеру-то я забыл включить! Пришлось еще раз слетать…

О необходимости быть в теме: «Я знал смысл каждого слова, которое говорил»

Изображение © РД Студия, ООО

Наверное, самое сложное — если ты говоришь о том, о чем ничего не понимаешь. Такое бывает в документалистике, когда приглашают замечательных актеров, и видно, что рассказывая о каком-то событии человек просто тарабанит текст, потому что он не в материале. Мне здесь было легко, поскольку я знаю историю того времени и историю, связанную с этими перелетами, мне было очень легко рассказывать об этом в кадре — я знал смысл каждого слова, которое говорил.

Смотрите документальный цикл "Люди, сделавшие Землю круглой" 24 и 31 июля в 13:20 

Тематические категории:
Тематические категории: