Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 июня 2011, 21:03

Расшифровка бортовых самописцев лайнера будет проводиться в лаборатории МАК

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета провели аэрофотосъемку места катастрофы, составлен план разброса частей самолета. Специалисты уже комментируют возможные причины трагедии, но полную картину, как отмечают в МАК, даст только информация черных ящиков, которую будут расшифровывать в лаборатории авиационного комитета в Москве.

Снимок сделан примерно за девять часов до катастрофы: Ту-134 поднимается в небо из аэропорта Воркуты. По летной традиции комментарий гласит, что это - "крайняя фотография самолета", но сейчас ясно, что этот снимок последний.

Ту-134 был разработан в начале 1960-х годов и выпускался до середины 80-х. Сейчас в России используется всего 25 таких самолетов, а к 2015 году их эксплуатация должна быть прекращена.

Судя по бортовой карточке разбившегося Ту-134, самолет выпущен в 1980 году. Ему был 31 год. Впрочем, возраст - не главный показатель, гораздо важнее так называемый налет - количество часов проведенных в воздухе. Потерпевший катастрофу самолет налетал 40 тысяч часов, предел для машины такого класса - 60 тысяч. Так что лайнер был скорее в зрелом, чем преклонном возрасте.

Примечательна и его летная судьба. Из авиационного завода самолет был направлен в отдельный правительственный отряд во Внуково, обслуживающий первых лиц государства. Затем борт использовался на обычных линиях, а прежде чем попасть в парк авиакомпании "РусЭйр" полтора года находился без движения - на хранении.

Пока не расшифрованы "черные ящики", логику действий пилотов разбившегося лайнера пытаются расшифровать эксперты.

По словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России Рубена Есаяна, аэропорт Петрозаводска не считается сложным для посадки. Его минус - в отсутствии так называемой курсо-глиссадной системы, которая в автоматическом режиме ведет лайнер до самой земли. В карельском аэропорту пилоты должны заходить на посадку вручную, ориентируясь по сигналам двух радиостанций, одна за другой расположенных в нескольких километрах перед посадочной полосой. На жаргоне летчиков это называется "заходить по двум приводам".

"Заходили по двум приводам в условиях плохой видимости и низкой кромки облаков, и видно допустили отклонение по снижению, - говорит летчик-испытатель Рубен Есаян. - Если вышли на высоту облаков и не увидели землю, не увидели огней, надо идти на второй круг и на запасной аэродром, а не искать возможность сесть".

Эксперты сходятся во мнении - летчики старались как можно раньше вынырнуть из-под облаков, чтобы увидеть землю, но в условиях плохой видимости не рассчитали скорость снижения. К тому же пилотов могли сбить с толку и огни машин на проходящей рядом дороге.

Аркадий Орлов, пилот-инструктор из Петербурга, проезжал возле места катастрофы буквально за полчаса до случившегося.

"Горизонтальная видимость была километр. Сомневаюсь, что экипаж имел допуски по третьей категории ИКАО ", - говорит пилот-инструктор.

По двум приводам заходил на посадку и самолет польского президента Леха Качиньского под Смоленском в апреле 2010 года. К катастрофе, в которой погибли все пассажиры и экипаж лайнера, привела ошибка пилотов. События развивались по похожему сценарию: плохие метеоусловия, раннее снижение, отклонение от курса и, как следствие, столкновение с землей.

Еще одна похожая катастрофа произошла четыре года назад в аэропорту "Курумоч" под Самарой. Из-за плохой видимости экипаж Ту-134 сажал самолет практически вслепую - и на сто метров промахнулся мимо полосы. В результате жесткой посадки стойки шасси подломились, произошло частичное разрушение фюзеляжа. Погибли 6 человек.

В расследовании катастрофы в Карелии всплывают новые подробности. Оказывается, что лететь в Петрозаводск пассажиры из Домодедово должны были другим самолетом, с другим экипажем и вообще другой авиакомпанией. Билеты на этот рейс продавала авиакомпания "РусЛайн", в парке которой два комфортабельных канадских "Бомбардье". Но в последний момент из-за того, что самолет не вмещал всех пассажиров - в "Бомбардье" всего 50 посадочных мест - свой рейс "РусЛайн" уступила компании "РусЭйр" и все полетели на Ту-134. Предупредить о такой рокировке пассажиров нужным не посчитали.

"В договоре на перевозку не указан тип воздушного судна, поэтому мы можем использовать любые провозные емкости, что было сделано в данном случае, потому что пассажиропоток увеличивается", - сообщила представитель службы по связям с общественностью авиакомпании "РусЛайн" Светлана Яковлева.

Впрочем, есть основания полагать, что в данном случае закон был все-таки нарушен. И если в ходе расследования причиной катастрофы будет названа вина экипажа или же техническая неисправность самолета, отвечать придется, скорее всего, обеим компаниям: и той, что продавала билеты, и той, что осуществляла рейс.

"Произошло грубейшее нарушение законодательства. Авиакомпания в одностороннем порядке поменяла перевозчика, не уведомив туристов, - говорит сопредседатель общественной организации "Клуб защиты прав туриста" Роман Бобылев. - Если авиакомпания меняет перевозчика, по сути, передала свои права другой компании, то они должны были согласовать это с пассажирами".

Ошибка экипажа, нарушения в работе наземных служб, техническая неисправность лайнера - это основные версии которые рассматривает следствие. Дело принято к производству Главным следственным управлением СК РФ.

"В аэропорту Петрозаводска также изъяты записи переговоров наземной службы с экипажем самолета и запрошены данные метеоусловий. Кроме того, в Москве, в аэропорту "Домодедово", откуда вылетал самолет, следователи ГСУ изъяли необходимую документацию и образцы топлива", - сообщил официальный представитель Следственного комитета В. Маркин.

Расследование катастрофы под Петрозаводском находится на особом контроле Генпрокуратуры.

В МЧС России открыта горячая линия для родственников погибших и пострадавших.

Телефон в Москве - 8 (495) 626-37-07.

Телефон в Петрозаводске - 8 (8142) 56-16-34.

Также горячая линия работает в Санкт-Петербурге - 8 (812) 369-99-99.

Список погибших и раненых размещен на сайте МЧС.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей