Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 апреля 2013, 21:55

Всё больше людей спасаются от депрессии при помощи дауншифтинга

Помоги себе сам, тяжелые мысли и плохое настроение, оставшиеся от зимы, могут перерасти в постоянную депрессию. Основатель позитивной психологии Мартин Селигман предлагает рецепт спасения. Если на ночь подумать о трех хороших событиях дня, через неделю депрессия отступит. И пока это одно из немногих средств, которое может помочь против новой напасти, поразившей Европу и Америку, и уже проявившейся в России.

У тех, кто жизнь положил на карьеру, вдруг наступает срыв. Им не хочется ничего: ни зарабатывать, ни тратить. Они либо в полной апатии сидят на работе от звонка до звонка, либо просто увольняются. Это называют эпидемией дауншифтинга. Только в Америке ущерб от нее почти 2 миллиарда долларов.

Вот его деревня. Вот и дом родной. Не хоромы. Но жить можно. Если за комфортом не гнаться. Ежедневные гонки Владимира Толстика еще в городе измотали.

"Работаешь 12 часов в сутки, иногда в выходные, приходишь домой, полчаса чтобы с тобой не разговаривали, чтобы ты как-то отошел. То есть ты продаешься за деньги, потом за деньги не купишь того, чего ты потерял, жизнь пройдёт мимо", - говорит Владимир Толстик.

Пять лет назад вопрос встал ребром. Либо что-то менять, либо новая должность и тогда об успехах дочери будешь узнавать по фотографиям. Он выбрал Кучугуры. Деревню в Воронежской области. Сейчас его заботы - урожай, размытая дорога и дом творчества для таких же переселенцев как он. Их в Кучугурах около ста человек. Это общество и деревенские хлопоты бывший банковский служащий теперь ни на какие богатства не променяет.

"Если сейчас мне дадут 2 миллиарда долларов, я буду заниматься тем же самым, чем я сейчас занимаюсь. Я обустраиваю рай на земле", - говорит Владимир Толстик.

Орхидеи в горшочках. Цветы жизни на ковре, девочка и три мальчика. Любящая жена на кухне. Вытяжка и душевая кабина - привет от цивилизации. Это персональный рай Алексея Петриченко в однокомнатной избушке во Владимирской области. Недавно список ценностей пополнили три барана и козочка Беляночка.

Баба Зина первый здешний переселенец. Всю жизнь проработала в Москве дворником. Деревня Верхоунжа - её попытка, хотя бы на пенсии, жить как хочется. С приездом Алексея и двух его товарищей жить стало веселее. Теперь для счастья бабе Зине больше всего газа не хватает.

"Газ надо и дорогу. Лес есть, речка есть, жить да жить", - говорит она.

Широка страна моя родная. Всего 3 часа езды на автомобили от столицы и совсем другая жизнь. Спокойная и просторная. Это на западе вчерашние менеджеры оставляют карьеру, находят простую, не ответственную работу или уезжают в экзотические страны. В России даже ехать далеко не надо. Поменял городскую прописку на забытую деревню и каждый твой день поменяется до неузнаваемости.

"Нужно постоянно что-то делать. Жечь мусор. Пилить ветки, обрезать яблони, зимой убирать снег. Просто сесть и отдохнуть и сказать: все я устал, такой ситуации нет", - рассказывает Максим Василевский.

Покой им только снится. Уже полгода семья бывшего физика Максима Василевского деревенские. Работы по дому меньше не становится.

И не станет, говорит Валерий Говоров. 8 лет назад он поставил крест на своем похоронном бизнесе. В новой жизни Говоровых природа, огород, лошади для души. И пасека для заработка.

"Деньги заработать на земле человек может всегда. Они под ногами валяются, никто не хочет наклониться и подобрать их. Работы море", - говорит Валерий Говоров.

У немки Хайдемари Швермер проблем с деньгами нет. Потому что она ими не пользуется. Много лет назад пожилой психотерапевт избавилась от квартиры и практики. Она колесит по Германии с одним чемоданом и помогает людям. Убрать офис. Посидеть с детьми. Помыть окна. И все бесплатно. За еду и ночлег.

"Вот тут у меня книжка с адресами добрых людей. Это фильм по моей книге "Жить без денег". Проездные билеты, мне деньги только на них нужны", - говорит Хайдемари Швермер.

Гонорар за книгу идейная бессребреница раздарила. То же самое делает с пенсией. Себе оставляет только свободу. От ценностей современного общества.

"Наше общество занимается погоней за деньгами. За вещами. За статусом. Стандарты все время растут, а доходы людей за ними не поспевают. Поэтому многие чувствуют себя несчастными", - говорит Хайдемари Швермер.

Во всем мире людей, которые добровольно выскакивают из привычной колеи - работа, шоппинг, выходной - называют дауншифтерами. Шай Зельцер из Иерусалима свой выбор сделал 40 лет назад. Когда вернулся с войны Судного дня в родной институт.

"Мне давали крупный грант на исследования. У меня всё было. Я подумал, мои родители три года занимались любовью, чтобы я появился на свет. Я выжил на фронте. Моя жизнь это подарок. Я не хочу потратить её на лаборатории, телевизор и продукты из супермаркета", - говорит Шай Зельцер.

Известный химик стал знаменитым сыроваром. Шай ушел в лес. Основал ферму. С помощью своих знаний, формул и козьего молока он создает сыры, которые ценят далеко за пределами Израиля.

"Возьмите кусочек. Закройте глаза. Досчитайте до 50. А теперь жуйте. И попробуйте сосчитать все вкусы. Это не сыр - это искусство", - рассказывает Шай Зельцер.

Белобородый сыровар чем-то напоминает одного русского графа, удалившегося от светской суеты столиц в родовой поместье. Льва Толстого с его философией опрощения вполне можно считать отцом отечественного дауншифтинга. Его последователи бегут из офисов и мегаполисов ради спокойствия и простых радостей.

"Российские дауншифтеры в отличие от западных коллег часто являются действительно людьми подвыгоревшими, которые просто очень устали и которые хотят отдохнуть", - отмечает доцент кафедры социальной психологии РГГУ Алена Прихидько.

Такой отдых от цивилизации часто приводит к крушению иллюзий о том, что радикальная смена обстановки это лекарство от всех проблем, свобода и неспешные будни оборачиваются хронической скукой и ежеминутной необходимостью быть хозяином своей жизни.

"Человек предоставлен самому себе. Он должен сам себя развлекать. Сам себя воспитывать. Дисциплинировать", - предупреждает Мария Василевская.

Оказывается, бросить все и уехать в глушь для многих россиян гораздо легче, чем жить потом там без начальника.

Читайте также: