На ВДНХ в Москве прошел фестиваль науки и любознательности «Политех»
Фестиваль науки и любознательности на ВДНХ. Изобретатели и художники из разных стран представили своё видение сложных природных процессов и простых, на первый взгляд, явлений.
Добро пожаловать в "Космос". Этот павильон на ВДНХ, как целая планета в далекой галактике. Тут обитают огромные существа с семьюдесятью ногами. Они ходят, реагируют на ветер и живут какой-то своей жизнью. Это "песочные звери" - так их называет голландский художник и изобретатель Тео Янсен.
Их скелет - пластиковые трубки для изоляции проводов. Крылья заменяет полиэтиленовая пленка, легкие - бутылки из-под газировки. А энергию - ветер. На побережье в Гааге, откуда "пляжные звери" родом, морской бриз творит с ними чудеса. Воздух циркулирует в трубках, переключая сотни встроенных клапанов, а создания гуляют по пляжу с характерным хрустом. Но в безветренную погоду они неподвижны. По песку, который для них специально привезли в выставочный павильон, перебирают ногами, только если к ним прикоснется человек.
"Больше чем 20 лет я занимаюсь тем, что создаю новые формы жизни и теперь "мои звери" у вас в гостях, мы их перевозили в разобранном виде и собирали тут. Вообще, знаете, я был бы счастлив, если бы мои создания научились жить без меня - это то, к чему я стремлюсь - я хочу чтобы, когда я умру, они стали новым видом животных на Земле", - говорит художник, изобретатель Тео Янсен (Нидерланды).
Законы физики - на службе у искусства. Цепная реакция в машинах "Руба Голдберга" - метафора бесполезного труда. Сложная цепочка действий поможет разве что подбросить шарик. Магнитное притяжение как пропуск в сказку. Придумать ее главного героя Александр Райхштейн предлагает каждому. Это легко в прямом смысле слова. Огромные части мифических персонажей - не камень - пенопласт.
"Это исследование работы нашей фантазии - нам легче скомбинировать знакомые элементы, чем придумать что-то совсем новое. Но в то же время, когда вы складываете мифическое существо из истории культуры, это тот самый момент, чтобы про это существо узнать побольше", - говорит художник Александр Райхштейн.
Какая наука без воображения? Его развивает "блестящая мысль". Так называется проект Николая Полисского. С виду эта инсталляция напоминает огромный конструктор, здесь больше 7000 деревянных брусков. Их можно перекладывать, как угодно менять облик этого объекта.
"Главная идея в том, что человек в процессе создания нашего искусства должен общаться, и мы вот большим коллективом создавали эту вещь, она у нас побывала в России, во многих странах мира", - отмечает художник Николай Полисский.
Оказаться между стопками книг – значит, изучить строение древнейшего лабиринта в Скандинавии. Нажать кнопку "старт" на автомате - как перенестись на полвека назад в советский игровой зал. Эта экспедиция за знаниями у гостей фестиваля может занять целый день. Но, кажется, и его мало, чтобы изучить полет фантазии художников. Они заставляют ожить даже старый ЯК-42. Укутанный в холщовую ткань, по мысли авторов проекта, он спит и мечтает подняться в небо. Благодаря силе искусства возможно и это.