11 февраля 2016, 21:34

Физики впервые зарегистрировали гравитационные волны

Открытие вселенского масштаба. Сегодня учёные объявили, что они зафиксировали гравитационные волны, существование которых было предсказано Альбертом Эйнштейном ещё сто лет назад. Международная группа астрофизиков обнаружила колебания, вызванные грандиозной космической катастрофой - столкновением двух чёрных дыр. В работе самое активное участие приняли и российские учёные.

Этого момента ученые всего мира ждали ровно столетие. Сегодня во время видеомоста Москва — Вашингтон было объявлено — удалось обнаружить гравитационные волны. Это событие ждали настолько долго, что сегодня, похоже, уставшие ждали его в камерной атмосфере. Возможность их существования предсказывал еще Эйнштейн в общей теории относительности. Но ученым до сих пор не удавалось доказать, что Вселенная буквально раскачивается на этих гравитационных волнах.

Гравитационные волны, которые смогли поймать ученые, создает любое движущееся тело, в том числе каждый человек. Но их колебания настолько малы, что зафиксировать всплеск удалось только от столкновения двух гигантских черных дыр. Перед этим каждая из них вращалась с бешеной скоростью до 10 оборотов в секунду. После чего произошел коллапс — по сути, мгновенное слияние в одну сверхчерную дыру, что всколыхнуло ткань пространства-времени во всей Вселенной. Масса новой черной дыры более чем в 60 раз превышает массу нашего Солнца.

"Большая катастрофа произошла, потому что две черные дыры такой массы — по 30 солнечных масс — это редкое событие. Больше надеялись на кучу мелких событий, а это - счастье", - сказал профессор физического факультета МГУ Сергей Вятчанин.

В интернациональной команде из 1000 человек - физики МГУ и РАН. Ловушку на волны установили в США. Это два сверхчувствительных детектора, расположенных на расстоянии 3000 километров. Гравитационная волна от слияния черных дыр окатила датчики с разницей в тысячные доли секунды.

"По-настоящему ждали через неделю. Они пришли немножко неожиданно. Это - подарок природы. Но с 92 года строили детектор, совершенствовали", - рассказывает профессор физического факультета МГУ, руководитель московской группы коллаборации LIGO Валерий Митрофанов.

Это открытие становится новым и, возможно, важнейшим подтверждением теории Эйнштейна. Теперь ученые, по сути, могут получать самую свежую информацию о событиях даже из неизведанных галактик. Гравитационные волны обладают памятью и о далеком прошлом. То есть каждая пойманная древняя волна способна рассказать о том, как зародилась Вселенная.

"Это открывает совершенно новые возможности по обнаружению объектов во вселенной. Мы все время говорим о черных дырах. То есть подтвердить действительно, что есть черные дыры и они излучают гравитационные волны, составить карты. Может, вообще удастся обнаружить объекты, которые мы раньше не видели, в космосе", - сказал директор Физического института Академии наук (ФИАН) Николай Колачевский.

Слухи о сенсационном открытии появись еще в прошлом году. Но ученые до последнего держали результаты эксперимента в строжайшей тайне, раз за разом перепроверяя данные. Осторожность можно понять. Совсем недавно ведущие умы мира заявили о громком открытии: были обнаружены неизученные всплески в радиодиапазоне. Оказалось, радиотелескоп в Австралии фиксировал эти всплески, когда сотрудники обсерватории разогревали еду в микроволновой печи.

"Нужна верификация, то есть проверить всё. Очень долго ругались: один говорит - вот так, другой - так", - сказал профессор физического факультета МГУ Сергей Вятчанин.

Теперь, когда в достоверности исследований нет сомнений, ученые намерены выйти на новый уровень дешифровки гравитационных колебаний. Через 20 лет в космосе должна быть построена настоящая лаборатория. Ее сверхчувствительные датчики будут удалены друг от друга уже на 5 миллионов километров, что даст физикам еще более точный инструмент, способный стать отмычкой, открывающей сейф тайн мироздания.