Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 апреля 2016, 21:50

Может ли Европа, приютившая полтора миллиона новых беженцев, обеспечить свою безопасность?

Первые самолеты вылетели сегодня из брюссельского аэропорта Завентем. Но до последнего часа было непонятно, откроется взорванный террористами аэропорт или нет из-за забастовки полицейских, требовавших увеличить штат и поставить рамки металлоискателей.

Бельгийский премьер даже собирал экстренное заседание Совбеза. Судя по всему, королевство пытается не только рамками в аэропортах поставить заслон тем, кто его атакует.

Официально предлагается всех, кто приезжает в Бельгию больше чем на три месяца, обязать давать клятву интеграции, то есть подписывать документ об уважении к бельгийским национальным ценностям.

В Брюсселе и сегодня, и на неделе полиция разгоняет уже тех, кто устраивает демонстрации против мигрантов в Молленбеке - районе компактного проживания выходцев с Ближнего Востока, откуда террористы и вышли на брюссельские улицы.

Это все - эхо терактов прошлой недели. Хотя Брюссель взрывали не мигранты, а бельгийцы во втором поколении, спецслужбы уверяют: в Европе уже сложилась и эффективно действует террористическая сеть, в которой и мигранты той самой, недавней волны, называющие себя гостями фрау Меркель.

Ведь замкнутый круг получается, в котором угол падения равен углу отражения: войны на Ближнем Востоке поддержаны теми, кто хотел перекроить его под западные ценности - и, как говорят, нес западную демократию на крыльях истребителей. В результате с Ближнего Востока пришли те, кто перекраивает западные демократии под себя, то есть принес свою модель жизни на подошвах ботинок.

Может ли сейчас Европа, уже приютившая полтора миллиона новых беженцев, уже получившая новые угрозы от тех, кто вместе с этой волной пришел, обеспечить свою безопасность. Ведь оказалось, что гости совсем не хотят жить так, как привыкли хозяева.

Выступая на Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне, президент США Барак Обама, призвал остановить поток исламистов, которые сейчас перемещаются из зоны конфликта на Ближнем Востоке в Европу. Он подчеркнул, что необходимо прикладывать больше усилий для того, чтобы не дать им организовывать нападения в других странах мира. Однако, по словам экспертов, опыт последних терактов в европейских столицах свидетельствует о том, что реализовать эти призывы будет очень сложно.

"Мы знаем, что, когда и где происходит, но не в курсе, почему. Важно, что последние годы мы смотрели на ИГИЛ, как на "Аль-Каиду". Но то, с чем мы столкнулись сейчас, это уже не некая группа, а квази-государство. Такие разные структуры по-разному планируют атаки, и мы сейчас явно видим эти структурные различия. Цели сместились с общества на государство. Игиловцы хотят всем доказать, что они государство, политический игрок, они фокусируют внимание на критических объектах инфраструктуры, на спецслужбах других стран, чтобы за границей поняли, что они им равны, что они страна", - поясняет глава Европейского центра информационной политики и безопасности Рикардо Барецки.

По словам главы Европейского центра информационной политики и безопасности, главная проблема состоит в том, что Единая Европа так и не сумела отделить полицию от политики. Евросоюз так и не смог организовать ни единой полицейской спецслужбы, ни общей информационной базы по терроризму, ни свободного обмена информацией между профессионалами. Более того, политики игнорировали предупреждения собственных спецлужб о реальных масштабах предстоящей миграции и неготовности компетентных органов справиться с этим потоком.

"Не думаю, что под Европу уже заложена бомба, просто есть системные проблемы – постоянная ложь политиков о реальных проблемах и положении дел в странах Евросоюза. Настоящие мигранты стали заложниками этого положения. Мы видели, как группы вроде "Исламского государства" используют миграцию себе во благо, особенно ярко это проявилось во время терактов последнего времени", - отмечает Рикардо Барецки.

Еще совсем недавно любые попытки увязать миграционный поток, обрушившийся на Европу с потенциальным ростом террористической угрозы, автоматически признавались здесь ксенофобскими и человеконенавистническими. Европейские гуманисты настаивали, да и продолжают настаивать на том, что рост экстремизма связан с социальным неблагополучием в эмигрантских кварталах. А полтора миллиона новых мигрантов, пришедших в Европу, якобы не причем.

"Огромные толпы беженцев, переместившиеся туда, практически связали руки и силовым структурам, и правоохранительным органам. И это самая большая опасность. Потому что западные специальные службы не готовы к действиям, связанным с латентным формированием террористических угроз. Они активно действуют тогда, когда есть уже цепочка, когда есть кончик клубка, который можно разматывать", - объясняет генерал-майор ФСБ в запасе, член Совета по внешней и оборонной политике, экс-руководитель Управления правительственной информации РФ Александр Михайлов.

Кроме того, спецслужбы в Европе сегодня остались, по сути, единственным атрибутом государственного суверенитета стран, слившихся в общеевропейском экстазе. Контролируется все: финансы, налоги, стандарты производства, военные бюджеты и только спецслужбы у каждого свои. Таким образом, именно те структуры, конкуренция между которыми в сложившейся ситуации недопустима, становятся заложниками ревности и внутренних разногласий европейской политической элиты.

"Начиная с падения Берлинской стены и резкого расширения Евросоюза в 90-е годы ситуация только ухудшается. И специалисты, с которыми мы общаемся, профессионалы в своей работе, они указывают на это. Многие из них так сказать с почетом или без почета удаляются из служб, но приходящим сотрудникам еще сложнее работать. Потому что они не пользуются полным доверием своей политической элиты. И цели и задачи, которые перед ними ставятся, зачастую далеки от тех, которые необходимо решать для предотвращения последующей террористической активности", - отмечает президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер.

За примерами далеко ходить не надо. Не так давно на сайте "Викиликс" секретный доклад БНД — немецкой разведки - о положении дел в Косове, переданный властям в Берлине еще в 2005 году. 11 лет назад! Здесь с немецкой обстоятельностью рассказывается о причастности косовских сепаратистов к продаже оружия, трафику наркотиков из Турции в Европу, о торговле людьми, контрабанде и организации незаконных вооруженных формирований. В центре всей этой сети фигурирует имя - Хашим Тачи, по кличке Змей. Это немеркнущая звезда балканской политики, избежавший обвинений в душегубстве в Гаагском трибунале, месяц назад, под рукоплескания европейских политиков, был избран новым Президентом так называемой Республики Косово.

"Это все было предсказуемо, начиная еще с последней Балканской войны. Мы давно должны были извлечь урок. Когда мы меняем правила игры где бы то ни было: на Балканах, в Сирии, Ливии, или в Ираке - у нас всегда должен быть запасной план, что делать, чем восполнить то, что было до войны, которую мы начали. В противном случае в этой стране, где мы, руководствуясь пусть даже благими намерениями, дестабилизировали обстановку, сразу же возникает благодатная почва для развития терроризма! Все это было понятно уже давно, но сегодня Балканы - новая территория для джихада", - считает собственный корреспондент итальянской газеты "Ла Штампа" в США и ООН Франческо Семприни.

Изет Хаджич — гостеприимный и радушный хозяин небольшого имения в селе Ошве в горах  центральной Боснии. В результате гражданской войны, это когда-то совершенно сербское село было оставлено сербами. Все последние годы опустевшие и полуразрушенные дома здесь скупают боснийские салафиты. Босния в момент распада Югославии стала родиной первого боевого исламистского интернационала в географическом центре Европы. Здесь же впервые в новейшей истории была озвучена идея нового Халифата. Село Ошве сегодня на первом месте в списке боснийских населенных пунктов, поставщиков боевиков на Джихад в Сирию и Ирак.

Джевад Гальяшевич, директор боснийского отделения экспертного совета по противодействию терроризму и преступности в Юго-Восточной Европе. По его словам, доказать причастность таких персонажей как Изет Хаджич к организации отправки людей в Сирию сложно. Тем более в ситуации, когда представители боснийских спецслужб исторически связаны с разведками таких стран, как Турция, например. Меж тем, уже сегодня речь может идти о формировании на территории Боснии разветвленной сети радикальных исламистов, которую Гальяшевич называет боснийской паутиной.

"Наши спецслужбы действительно "сочинили" перечень из 3500 людей, которые проходили проверку на причастность к террористическим группировкам и источникам их финансирования. Но эти данные засекречены. И это данные за апрель 2010 года. На данный момент мы говорим уже о 5,5 тысячах лиц, которые представляют собой источник террористической угрозы. То, что случилось в Париже, это была сложная продуманная хорошо подготовленная террористическая операция. В ней участвовало всего каких-то два десятка человек. Представьте это и сравните с сетью из пяти тысяч потенциальных террористов, находящихся в Боснии и Герцеговине", - отмечает директор боснийского отделения экспертного совета по противодействию терроризму и преступности в юго-восточной Европе Джевад Гальяшевич.

Это все могло бы показаться преувеличением, если бы не тот факт, что балканские следы так или иначе обнаруживаются практически в каждом из крупных терактов последнего времени. Оружие, боеприпасы или взрывчатка непременно оказываются родом из бывшей Югославии. Кто-то из боевиков проходит в Западную Европу по балканскому маршруту, который осенью 2014 года был открыт отнюдь не несчастными сирийцами, а гражданами Косова, неожиданно массово побежавшими в Европу от свалившейся на них независимости. И в этом скрывается главная проблема сегодняшней европейской безопасности.

Ближний Восток и Балканы в последние четверть века постигла одна и та же участь. Все, что здесь происходило, делалось одними и теми же людьми, со схожими целями, по одинаковой схеме и идентичными средствами. А это значит, что и последствия этих действий рано или поздно должны были оказаться похожи. И не замечать этого могут только те, кто в свое время приложил к этому руку.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей