Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Мы не заточены на бессмертие»: Вячеслав Дубынин о мозге и проблемах нейрофизиологии. Подкаст «Баден-Баден»
20 ноября 2023
Как устроен человеческий мозг и к какому возрасту формируется основа нашей личной нейросети? Болезнь Альцгеймера, Паркинсона и другие нейродегенеративные состояния мозга: какие механизмы задействованы и можно ли облегчить состояние больного и продлить ясность ума? В гостях у доктора биологических наук, профессора Константина Северинова — доктор биологических наук, нейрофизиолог Вячеслав Дубынин.

«Речевую деятельность вы на белой крысе, а уж тем более на червяке не поймаете»

— В эфире самый правдивый подкаст о медицине «Баден-Баден», и я его ведущий Константин Северинов. Сегодня мы будем говорить с Вячеславом Дубыниным о мозге и проблемах нейрофизиологии. Вы же все знаете о мозге?

— Хм, о мозге, конечно, никто всего не знает, но стараемся. На самом деле мозг – это же разные уровни: молекулярный, клеточный, структурный уровень – системных процессов вроде памяти или эмоций. На каждом уровне мы знаем 20-40%, примерно так.

— Но ведь большинству людей интересно, как мозг работает, то есть его конечный выхлоп, скажем так. Как мы думаем?

— Думаем-то мы в основном словами – для простоты, если так. Хотя, конечно, образное мышление тоже существует. А словами – это то, что еще Павлов – Павлов! – в свое время назвал «вторая сигнальная система». И словами мы обозначаем какие-то реальные события. Иногда слова что-то обобщают. В итоге человек по ходу жизни копит там, в нейросетях, словарный запас. Судя по всему, основная зона, где все это копится, – это так называемая теменно-височно-затылочная область. Там слов все больше и больше, и мы ими начинаем думать.

— Можно я?.. Потому что я чувствую, что вы прямо по накатанной идете. А когда мы копим слова... Начнем с того, что вроде с возрастом скорее все наоборот происходит – мы не столько копим, сколько теряем. У нас в голове есть места для каждого слова, это словарь, и мы оттуда вынимаем эти слова? И что является материальным носителем?

— Место, конечно, должно быть. Но это место не молекула и даже не клетка, а некий фрагмент нейросети. То есть какие-то нейроны, которые, например, связаны с разными сенсорными центрами, и в них собираются какие-то признаки... ну не знаю, апельсина, например. Апельсин – мы знаем, как он...

— Ментальная картинка апельсина.

— Не только картинка: апельсин – это и зрительный образ, и вкусовой, и осязательный, и еще слово «апельсин», да еще на нескольких языках. Подобного рода сборка (как говорят те, кто этим занимается, мультисенсорная интеграция) – это основа наших речевых центров.

— Если у вас есть образ апельсина и у меня есть его образ, они находятся в одном месте нашего мозга? Ведь когда мы родились, никакого апельсина ни у вас, ни у меня не было. У нас был пустой мозг, да?

— Ну, по крайней мере, пустая кора больших полушарий, новая кора. Там действительно нейросети, которые готовы учиться. Ну и дальше, судя по всему, у каждого человека одно и то же слово пишется в разных местах. Примерно так же, как на винчестере компьютера. У вас один и тот же файл для разных компьютеров будет писаться на разных местах диска, потому что было свободное место, были какие-то дополнительные предпосылки. Поэтому так сложно это поймать в ходе экспериментов. Вообще, когда мы про науку-то говорим, всегда возникает вопрос, как это можно посмотреть.

— Ну да, я с этой точки зрения к этому подхожу – как молекулярный биолог.

— У нас есть человек... Потому что речевую деятельность вы на белой крысе, а уж тем более на червяке ценорабдитесе не поймаете. А это значит, у нас есть томограмма фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томограмма). Есть у нас электроэнцефалограмма. И очень редкие истории, когда удается прямо с микроэлектродом попасть в человеческий мозг – естественно, в ходе нейрохирургических операций. И в этих ситуациях мы что-то можем увидеть. В частности, если человек концентрируется на каком-то слове, на какой-то ассоциации, можно увидеть активацию локальных зон. Но это прямо редкое-редкое удовольствие.

— И вы видите, что у разных людей это разное, да?

— У разных людей получается по-разному, да.

— Но ведь мы же говорим об одной и той же вещи, то есть ментальный образ в голове должен быть один и тот же. Значит ли это, что морфологическая структура (набор нейронов, которые касаются друг друга каким-то образом) одинаковая?

— Конкретная морфология, конкретные координаты в мозге, скорее всего, разные у разных людей. Но связи, информационные каналы должны быть одни и те же.

— Потому что мы видим одно и то же.

— Да. Хотя тот же самый апельсин, я думаю, в представлении человека, живущего на юге, и в представлении человека, живущего в Мурманске, – это будет разный образ, потому что наверняка у человека, который видел, как это все растет, к слову «апельсин» добавляется еще...

— ...запах рощи с апельсинами.

— Да, точно, образ цветущих деревьев, запахи эти. А в Мурманске вам добавится только ящик с Чебурашкой.

— Но зато треска есть. А как мы это помним тогда? Это же лежит там потом, и лежит до востребования. Когда в Мурманск завозят апельсины, вдруг я вспоминаю об их существовании и вспоминаю, что меня когда-то возили, например, в Сухуми, или я был на Средиземном море и там видел, как эти апельсины растут.

— Получается, что, как только мы вбрасываем туда какую-то дополнительную активацию за счет, например, тех же самых сенсорных входов, то вся система способна возбудиться. Скажем, вам показывают оранжевый мячик, и вы говорите: «О! Похоже на апельсин».

«У вас там внутри уже модель мира, вы туда вносите какие-то исходные данные, эта штука считает: делай вот так – будет хорошо, так не делай – будет плохо»

— А у поэтов тогда другие мозги? Это ведь ассоциации. Ведь вы говорите про то, как одно тянет за собой другое. Одна система, что бы это ни значило, или программа, почему-то подтягивает какие-то новые вещи.

— У поэтов, да и у нас тоже, каждое слово ассоциировано еще и с другими словами. И мы начинаем в какой-то момент... Ну, возрастные психологи говорят, года в три у ребенка уже столько слов в голове, что можно начинать гонять возбуждение по неким контурам, и это основа мышления. И, собственно, изобрести какую-то красивую фразу, да еще рифмованную, значит найти правильную траекторию в этом комплексе речевых центров. То есть то, что Павлов называл «вторая сигнальная система», – это оно. И мы действительно видим на искусственных нейросетках – GPT-чате, например, – что они набирают примерно так же свой словарный запас и дальше могут вытаскивать ассоциации, и иногда довольно забавные.

— А я же могу придумать новое слово, которого вообще не было. Я могу придумать... Ну, не я, но люди, фантасты могут придумать миры, и они вполне себе реальные.

— Да, это потрясающая способность нашего мозга создать внутри себя какое-то новое обобщение. А как правило, новые слова – это дополнительное обобщение, по крайней мере значимые слова. Хотя, конечно, вы можете просто увидеть неизвестное животное и дать ему название вроде «кенгуру» или еще что-то в этом роде.

— «Куздра», «глокая куздра».

— Да, например.

— Вот оно.

— Но особо ценятся обобщающие слова, которые собирают несколько конкретных слов вместе. Ну и, кстати, в поэзии как раз... Чем задевает множество людей порой одно и то же стихотворение? Поэт использует очень обобщающие термины, и в итоге каждый, читает четверостишие...

— ...как хочет, потому что обобщающий термин значит все и ничего.

— Да. И там: «Ночь, улица, фонарь, аптека», – и вы уже погружаетесь: кто-то в Питер, кто-то в восприятие аллергии, ну и так далее.

— И фактически речь идет о том, что этот текст вызывает у вас, у меня, у зрителя какие-то... Там начинает что-то бегать, так вы это видите. По рельсам фактически ток идет, как в электросхеме.

— Да, да.

— И лампочки горят. И возникают эмоции.

— И это расползается на весь мозг и обязательно цепляет центры эмоций. Потому что у вас начинают вылезать блоки памяти, сформировавшиеся в какой-то ситуации. А ситуация, как правило, означает либо поток негативных эмоций, либо поток позитивных эмоций. И все это, вся эта система начинает жить, вибрировать.

— Вы фактически говорите, что мозг работает, потому что он так работает. Вы в некотором смысле... Это сейчас идет описательная деятельность. Вы описываете, что... Мы знаем, что мозг работает, знаем, что мы можем представить апельсин, мы можем выучить несколько языков, и потом мы просто говорим, что это так устроено, потому что в мозгу есть соответствующие программки, они бегают, то есть наш мозг для этого фактически и сделан.

— Действительно, одна из важнейших задач мозга, сложного мозга, – по ходу жизни создать, сформировать внутри слепок окружающей действительности. И это, конечно, в ходе эволюции возникает не для того, чтобы стихи писать, а для того, чтобы моделировать ситуации и выбирать наиболее подходящее поведение. Поскольку у вас там, внутри, уже модель мира, вы туда вносите какие-то исходные данные, эта штука считает: делай вот так – будет хорошо, так не делай – будет плохо. Получается, что эта система работает как прогностический аппарат.

— А как эта штука может считать? Считать в условиях саванны, когда мы как вид развивались, плохое решение – это тебя съедят, а хорошее решение – это ты поешь и тебя не съедят.

— Ну, это такие длинные решения. Самый простой вариант: я сейчас наступаю на эту штуку или не наступаю, это корень или хвост змеи? На самом деле, когда эта модель уже сформирована и эти связи сформированы, скорость обработки информации – десятые доли секунды. И в простых ситуациях система выдает прогноз и направляет наше поведение очень быстро. Это можно посмотреть с помощью методики так называемых вызванных потенциалов. Там действительно 0,1-0,2 секунды, и уже штука считает. Мы это еще называем интуицией. А в сложных ситуациях реально надо сесть и подумать.

«Мы смотрим на очень незатейливых червей и мы видим: нейроны уже есть, нейросети есть, работают похожие механизмы»

— А у вас это в голове все выстроено? В вашем внутреннем мозгу есть картина того, что вы рассказываете, она у вас непротиворечивая, и вы понимаете, почему вы думаете и как? Все эти уровни - они же все равно имеют какую-то материальную основу? Там есть клетки, сообщество клеток, контакты между клетками. В клетках есть какие-то молекулы – вот то, в чем я понимаю. Все это как-то живет, работает, питается. И за этими словами – «программа», «система», «нейросеть», «уровни» – вы понимаете, как слагается мысль?

— Ну, хотелось бы, да. До какого-то уровня конкретизации и вообще попадания в объект.

— Это ведь очень общие такие слова, так ведь?

— Константин, смотрите, у нас есть молекулярный уровень, гены. Дальше работа внутриклеточная, белки... Собралась сама по себе клетка. У нас в нейробиологии, в нейрофизиологии, очень серьезно сейчас работают с генами, и что-то там активировать, выключить, добавить метилирование, ацетилирование, – все это активно изучается. Потому что это не только текущие какие-то реакции, но это, например, долговременное программирование мозга на стресс, на... не знаю, способность размножаться, способность учиться, на продолжительность жизни.

— Способность размножаться не мозгу, а клеткам мозга для того, чтобы как-то купировать проблемы с дегенерацией? Или что вы имеете в виду под способностью размножаться?

— Это мотивационные компоненты нашего поведения, мотивационно-потребностные. У нас ведь в основе нашего поведения во многом – работа центров биологических потребностей (центра голода...).

— Для этого особого мозга не нужно: размножаются и без мозгов ведь, и едят тоже без мозгов. Одноклеточные организмы очень хорошо размножаются и питаются тоже ничего.

— Ну, с этого эволюция начинается. Потом оказывается, что многоклеточным быть выгоднее, потому что вы большой и уже вы едите одноклеточных, а вас уже так просто не съешь. А как только появляется многоклеточность, нужно как-то это все собирать вместе, и возникает нервная система. И мы смотрим на очень незатейливых червей или кишечнополостных – и мы видим: нейроны уже есть, нейросети есть, работают похожие механизмы, те же самые синапсы, нейромедиаторы, рецепторы. И дальше на начальных уровнях эволюции в основном сети уже с врожденно заданными свойствами.

— С самого начала уже есть план, чертеж, где все написано: какая сетка будет, что она воспринимает. Это уже при рождении есть?

— Мы смотрим, как развивается ценорабдитес, этот замечательный червяк, у которого чуть больше тысячи клеток и 300 из них – нервные, и видим, что все собирается потрясающе одинаково от червяка к червяку.

— Но мы не такие. Я плохо знаю эмбриологию, но знаю, что есть два типа развития. Одно такое детерминированное, а у нас все развивается более-менее... ну, не как бог на душу положит, но по-разному.

— У нас все развивается достаточно стохастично в тех зонах, которые дальше учатся.

Зарядка для мозга. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 12.10.2023

«У какой-нибудь акулы мозжечок не хуже нашего»

— Сама структура мозга похожа у всех нас?

— Да, еще как.

— Поэтому можно на него посмотреть (вот он в банке лежит). Но он состоит из огромного количества, десятков миллиардов нейронов.

— 90 миллиардов.

— Уж не знаю, кто посчитал. Интересно, как посчитали, кстати.

— Сюзана Херкулано-Хузел, замечательный бразильский ученый. Она придумала, как мозг делить на отдельные клетки и отличать нейроны от глиальных клеток. У нее великолепные работы, как раз филогенетические.

— До 90 миллиардов очень долго считать, знаете. Нужно очень быстро считать, чтобы за свою жизнь успеть.

— Да, но она и работает уже 20 лет. У нее есть прекрасные статьи: «Сравнение мозга сумчатых», «Сравнение мозга попугаев» или, например, «Мозг человека, слона и кита». Ну-ка, давайте поглядим.

— Клетки у человека в мозгу, когда он рождается, одинаково относительно друг друга лежат?

— Если мы говорим о более древних структурах, с врожденно заданными функциями, – там степень детерминированности очень высокая. И какой-нибудь дыхательный центр или центр голода, – там и нейронов мало, и находятся они, судя по всему, на неких достаточно жестких позициях.

— Это в случае развития человека закладывается на каких-то самых ранних стадиях. Мы же сначала...

— Вы сейчас затрагиваете одну из самых таинственных областей нейробиологии – как, собственно, формируется сеть. Потому что мало того, что все нейроны должны встать на свои места, по крайней мере в тех зонах, которые будут выполнять врожденно заданную функцию, они же еще отростки должны выпустить так, чтобы ребенок родился, и у него, например, работал какой-нибудь сосательный рефлекс. Прикоснулись к губам – и пошли сосательные движения, и слюна выделяется, и все такое прочее.

— А бывают детки без такого рефлекса?

— Чего только не бывает.

— Бывает, да? То есть это же для вас прекрасный объект изучения, наверное?

— Фокус в том, что эволюция эти механизмы отлаживала сотни миллионов лет. И поэтому все, что работало прямо неудачно, уже давно отсеяно. И есть такие блоки в мозге, которые практически не ломаются и не дают сбоев, потому что если сбой, то тогда это нежизнеспособный вариант. Мы обычно в этом смысле сравниваем мозжечок и кору больших полушарий. И кора мозжечка – она про двигательные навыки, а большие полушария – это скорее сенсорная такая, сенсорно-эмоциональная ассоциация, в том числе работа со словами. Так вот, двигательные навыки – без них вообще никак. Поэтому у какой-нибудь акулы мозжечок не хуже нашего. В детстве мне, когда хотели обидеть (или я хотел обидеть), говорили, помните, про «извилин маловато». А вот извилины, они будут как отпечатки пальцев. Вот, например, у новорожденных это уникальная, им только присущая вещь? Это уже говорило бы о том, что мозги разные с самого начала, да?

— Самые крупные извилины одинаковые. А чем мельче, тем, собственно, борозды извилины уникальнее, и действительно получается уникальный отпечаток. В какой-то момент...

— А если маловато извилин, это правда плохо, да?

— Да, потому что наша кора больших полушарий – это же поверхностные нейроны. И чем больше поверхность, тем выше вычислительные ресурсы.

— То есть складчатость нужна просто для того, чтобы вложить в эту голову то, что туда, вообще говоря, не помещается, да?

— Так же, как складки в митохондриях, да? Зачем вам кристы? Посадить больше ферментов, чтобы шло окислительное фосфорилирование. Вообще очень часто идея складчатости природой используется.

— Но складчатость не развивается как таковая? Вот все-таки если ты рождаешься, когда мы рождаемся, мы наивны в некотором смысле, да? Я не знаю, есть ли там уже какие-то связи – или все связи заложены, и их нужно только активировать опытом жизни? Или опыт жизни закладывает эти связи-извилины?

— Если мы говорим про человека, то в момент рождения такая макроанатомия уже стоит. То есть все извилины и борозды на месте. Значит, очень серьезный вклад генетический. А вот само формирование сетки, особенно в новой коре, которая у нас, собственно, основная обучающаяся зона, происходит в течение первых двух-трех лет очень интенсивно. И поэтому, собственно, те, кто занимаются онтогенезом...

— Формирование сетки – установление связей как некой жесткой структуры, когда нейрон вот этот соединяется вот с этим, а не с другим. Это имеется в виду?

— Да, да. Сетка – это значит, нейроны выпускают отростки и формируют контакты с какими-то... близлежащими, а иногда весьма удаленными нейронами.

— Это такие копошащиеся... набор этих аксонов, которые растут куда-то.

— Аксонов, дендритов, да, которые растут.

— И пытаются найти друг друга. Это реально так происходит?

— Да. Это происходит тогда, когда ребенок...

— Это не тараканы в голове, это нейроны там вот как-то шепчутся, ползут с дендритами.

— Нет.

— Это у ребенка происходит именно.

— Скорее всего, нет. Тараканы в голове – это все-таки уже импульсы, которые бегают и забегают куда-то не туда. А вот прорастание отростков мы наблюдаем у маленького ребенка. И, например, наблюдаем тогда, когда была травма, и идет восстановление.

Мелкая моторика: ловкость рук и здоровье мозга. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 25.07.2023

«Вороны губы не красят, а шимпанзе красят, потому что видели, как это делают женщины»

— Это несмотря на существование такой истины, что якобы нервные клетки не восстанавливаются. Реально там что-то происходит, да?

— Если сам нейрон погиб, ему, как правило, нет никакой замены. За исключением обонятельных зон и гиппокампа – зоны кратковременной памяти (но это прямо отдельная история). А так обычно нейрон гибнет, и все. Но соседние нейроны могут выпустить отростки и «заштопать» дырку. И именно так идет восстановление. Ну, например, после инсульта.

— Фактически получается инструмент или орган, который воспринимает внешние воздействия каким-то образом и становится таким, каким его делают внешние воздействия.

— Так все обучение...

— Возможностей может быть масса. Понятное дело, что плохой образ жизни может сказаться на чем-то, и вы станете плохим человеком. Вы можете употреблять не те слова...

— И совершать не те действия.

— И потом совершать не те действия. Это как-то очень странно выглядит.

— Это и есть память.

— И полностью убирает какую-то свободу воли, да? То есть вы можете просто слышать что-то снаружи и потом становиться таковым. Потому что у вас просто создалась уже жесткая структура в голове, которая не позволяет вам стать другим.

— Это если ваша...

— Помните это самое? «Это не я! Это школа, семья, воспитание. Вот почему. А я-то здесь ни при чем совершенно».

— Кстати, это очень серьезная юридическая проблема. Потому что – кто виноват? Мой дядя?

— Если у меня мозг такой, у меня можно, наверное, только отсоединить мозг, и все.

— Здесь мы уже подходим к проблемам скорее философским и очень психологическим. Но фокус в том, что у нас вот там, в этой самой модели мира информационно-речевой, есть еще, судя по всему, наша модель самого себя. И из этого представления о самом себе возникает способность генерировать поведение, подчиняясь не внешним стимулам, а каким-то своим глобальным планам.

— Это душа? Это то, что называют душой? Считается, есть какой-то грандиозный разрыв между животными и человеком. И душа – это способ... Человек может посмотреть на себя.

— Вы знаете, душа – это уж совсем ненаучный термин.

— Но она же должна где-то быть. Подождите. Вот «я», которое мы о себе... Наше представление о себе, оно же где-то зиждется, оно у нас есть и тоже на материальном носителе записано.

— На тех же самых нейросетях, в той же самой зоне, ассоциативной теменной коре. Там есть не только картина мира, но и наша картина и представление о других людях и о самом себе. И там некие принципы...

— А у зверей есть какой-то предел, когда «я» исчезает?

— В зоопсихологии придуманы тесты на самоосознание. Один из них – это зеркало. Известная история про слонов. Долгое время считалось, что они не узнают себя в зеркале. А потом, когда взяли все-таки большое зеркало, оказалось, что очень даже узнают. А у человекообразных обезьян это прям запросто. Что делают зоопсихологи? Шимпанзе спит, ей тихонечко приклеивают на лоб бумажку. Дальше шимпанзе встала, потянулась, посмотрела на себя в зеркало: «Боже мой, что это у меня?» – и убирает. А самки шимпанзе берут губную помаду и красят губы. И, кстати, вороны так же действуют. И, похоже, так делают даже общественные насекомые.

— Именно губы?

— Нет, вороны губы не красят, а шимпанзе красят губы, потому что видели, как это делают женщины.

— Красиво же.

Лучшая диета для мозга. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 02.05.2023

«Каждый сотый человек – шизофреник. Это в каком-то смысле плата за скачкообразную эволюцию»

— Есть же целые серии потрясающих экспериментов, когда выращивали «говорящих» обезьян. Это в 50-е годы началось. Вы берете обезьяньего детеныша и воспитываете его прямо как человеческого. Это либо шимпанзе были маленькие, либо гориллы. И называете все словами, и показываете еще языком жестов, чтобы обезьяна усвоила этот язык. Потому что вокализацию (сказать словами) она не сможет: голосовые связки не работают. Но если сопрягать стимулы и язык жестов, то оказывается, что 100 слов в год обезьяны выучивают.

— Это ключевое слово – сопряжение. Можно еще, как у Павлова, током давать или прочим. Наверное, можно и заставить.

— Павлов не бил животных током.

— Хорошо, и собаки у него все были... Памятник собаке же поставили.

— Да, да. Это отдельная история. Но с обезьянами там смотрите что. Если потом такой шимпанзе давать, например, карточки, где фотографии людей, ее собственные и других шимпанзе, и она раскладывает это в две кучки, она себя кладет к людям, то есть она, проживая в человеческом обществе, считает себя тоже человеком, а, значит, этих самых...

— Это все, правда, так прекрасно. Но я когда-то читал, что очень многие эти исследования не вполне правильные, потому что человек, который живет со зверенышем, в него влюбляется. Как и дОлжно, как мы любим своих домашних питомцев. И мы наделяем их свойствами, которых на самом деле там нет. И были вот эти – и с Гуддол, и со многими другими, потом была какая-то критика, которая говорила, что на самом-то деле все не так.

— Антропоморфизм страдает, да.

— И это страшный грех с научной точки зрения.

— На самом деле те эксперименты, про которые я рассказывал, действительно встретили подобную критику, и придумали другой метод, когда обезьяна почти не взаимодействует с человеком, но взаимодействует с клавиатурой. И вместо языка жестов на такой большой клавиатуре, типа китайских иероглифов, нужно просто нажимать на правильную кнопку.

— Это как в гостинице вызывать room service, чтобы принесли блюдо.

— Да, но там сотни этих кнопок, и, допустим, красный кружочек – это «банан», а синий ромбик – это «смеяться» или еще что-то. И оказалось, что скорость примерно такая же. Даже язык этот, «йеркиш» его назвали, в честь центра имени Йеркса в Соединенных Штатах, где эти эксперименты проводятся. То есть там работа идет через клавиатуру. Поэтому, собственно, мы видим эту коммуникацию. Мы видим, как самка шимпанзе сама учит детеныша этому языку.

— И его поддерживает. То есть возникает субкультура говорящих... ну, не говорящих, а жестикулирующих обезьян.

— Да, да. И получается, там...

— А почему же это не развилось? Ведь все-таки в диких... Мы же все эволюционисты, ведь ничего не имеет смысла в биологии, кроме как в свете эволюции. Казалось бы, общаться друг с другом с точки зрения выживания в Африке очень полезно. Много чего полезного можно сказать своему соседу или родственнику. И казалось бы, оно должно существовать.

— А там существует коммуникация.

— У них должна быть тогда культура. Почему они не люди? Почему они тогда не двигаются? Ведь они же не наши предки. У нас с ними общий предок. Но почему-то они стали обезьянами, а мы стали людьми.

— Они не вытянули тот набор мутаций, который достался нашему биологическому виду. Ведь все-таки эволюция – это казино. Выпала вам мутация, и ваш мозг подскочил с 400 граммов сначала до 800, а потом до 1,3 кг. И получи. Но это скачкообразное увеличение объема мозга человека, судя по всему, имеет и негативные стороны. И считается, что высокая частота шизофрении (каждый сотый человек – шизофреник) – это в каком-то смысле плата за вот такую скачкообразную эволюцию.

Может ли память переполниться? Доброе утро. Фрагмент выпуска от 07.02.2023

«Сейчас нашу долговременную память сравнивают не просто с библиотекой. Нет, каждые пару лет приходят такие переписчики, идет эта перезапись и постепенное сокращение памяти»

— Почему мы спим? Ведь мозг явно работает по-другому. Но, с другой стороны, он, безусловно, работает. Как увидишь какой-нибудь кошмар, думаешь: хоть бы он не работал.

— Со сном история оказалась очень сложная и, как всегда, не до конца известная. Но там ведь два состояния. Есть так называемый сон-отдых, когда на электроэнцефалограмме идут медленные волны. И парадоксальный сон, когда на электроэнцефалограмме идут волны, как будто человек активно что-то делает.

— Мы же видим образы, мы все видим сны, которые мы можем потом рассказать, мы там жили фактически, да? Хотя это не реальные события.

— В тот момент, когда идет парадоксальный сон, гораздо выше вероятность сновидений. И получается, что в этот момент мозг, отделившийся от сенсорных сигналов, во-первых, перелопачивает информацию с точки зрения памяти, запоминания, забывания.

— То, что я видел вчера или когда-то, образы какие-то.

— В частности, идет перезапись из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому, действительно, в сны часто вплетается предыдущий день. Кстати, показано, что чем активнее вы прожили день предыдущий, тем больше длительность парадоксального сна.

— И кто-то у меня в голове сидит и решает: «Это я забуду».

— Наша память, судя по всему, вовсе не устойчивая констелляция, совокупность нервных клеток, а система, которая постоянно внутри себя перезаписывает. То есть сигналы пробегают. Если они долго не пробегают, мы этот синапс убираем. То есть сейчас нашу долговременную память сравнивают не просто с библиотекой, когда записали что-то на 200 страниц, поставили на полку, и это там стоит. Нет, каждые пару лет приходят такие переписчики, идет эта перезапись и постепенное сокращение памяти. И, собственно, в итоге, если спросить человека, что было в отпуске 10 лет назад, он с трудом вспомнит, что было, и, типа: «Ну, кажется, было хорошо».

— А это потому, что ограниченное хранилище? Можно же, наверное, работать и стараться запоминать. Какие-нибудь авторы – Толстой, кто угодно, – очевидно, обладают огромным запасом образов, картин, которые, наверное, связаны с их личной жизнью, которые вынимают их откуда-то.

— Так вы с этим и работаете. Если вы каждый день...

— То есть чтобы иметь хорошую память, нужно пытаться запоминать все время как можно больше всего.

— И воспроизводить без воспроизведения...

— То есть нужно вспоминать.

— Да, но без нового вброса активации в эту сетку она постепенно как бы будет растворяться. То есть все меньше и меньше уровень возбуждения в этой сети, и вам вспомнить, что такое апельсин, легко, а вспомнить что-то, что вы учили в студенчестве (и вроде в зачетке стоит пятерка), уже сложнее, а что-то совсем не вспоминается, и как бы...

— А вот «Евгений Онегин», например? Его, наверное, можно почитать, можно насладиться, можно выучить. И потом можно его воспроизводить, если будет тот, кто захочет слушать. Но я при этом научусь только читать «Евгения Онегина» или вообще моя память станет лучше? Я только эту сетку стимулирую? Или это в принципе хорошо? В школе же заставляют учить стихи.

— Поскольку у нас за память отвечает сначала кратковременный блок, потом долговременный... А кратковременный – это гиппокамп. Оказалось, он здорово тренируется. И растет его объем, и растет способность...

— Физически в голове вырастает вот такая штука.

— Да. Как раз в гиппокампе возможен этот самый нейрогенез, то есть одна из зон, где нейроны продолжают делиться, усложнять сетку, и увеличивается в объеме этот самый гиппокамп. И если вы пошли по пути выучивания иностранных языков или сложных стихов... Но только сложных!

— Да.

— Ну, я обычно рассказываю, что меня «Евгений Онегин» не взял, а вот «Божественная комедия»...

— На итальянском.

— ...взяла. Нет, я на русском ее учил. На итальянском, наверное, было бы еще круче. Но в отличие от «Евгения Онегина», там более тяжелый текст, даже в переводе Лозинского. Там как начинает Данте своих врагов перечислять или богов античных.... И там прямо нагружается. И реально в какой-то момент гиппокамп – раз! – и становится более эффективным. Но на самом деле для меня, если говорить про лайфхаки, конечно, самое важное – воспроизводить то, что вы знаете.

— Тогда актеры самые умные должны быть. Я недавно читал воспоминания Тарковского. Он столько гадостей про них написал! Но актер как профессия – это запоминание огромного количества информации и ее воспроизведение. Это очень специфическое...

— Мне кажется, что доценты и профессора университетов находятся в еще более замечательном...

— Вы думаете, я говорю по пластинке?

— На самом деле мы-то должны не только эмоции к этому припрягать, но действительно держать в голове целостную картину иногда очень сложных событий.

— И учить, и воспроизводить ее для других, делать это регулярно.

— И это самое-самое замечательное, на мой взгляд, для памяти. Не только на вход, но и обязательно на выход. Повторное воспроизведение радикально улучшает психическую деятельность и даже работает как защита от болезни Альцгеймера и все такое прочее.

Как не потерять память и сохранить ясность ума. Здоровье. Фрагмент выпуска от 23.04.2023

«Проблема в том, что в мозге ничего убивать нельзя. Ну, условно, что-то вроде Альцгеймера случается и с печенью, и с сухожилиями, и с другими тканями»

— А вот про Альцгеймера. В итоге все это все равно может портиться, да? Эта прекрасная система... Казалось бы, с возрастом все должно становиться только лучше. У нас больше опыта, больше возможности делиться им, воспроизводить его и так далее.

— Константин, мы же не заточены на бессмертие. Каждая конкретная особь должна быть смертной.

— Ну, пусть руки-ноги не работают, но умище-то вон какой стал.

— Но, к сожалению, во-первых, умище...

— Все же говорят, что старики мудрые. Они немощные, но есть восприятие их как мудрых людей, так ведь?

— Ну, они мало того что накопили опыт, они еще его правильно обобщили. То есть это...

— То есть их мозг стал лучше?

— Их модель мира стала лучше.

— А когда все-таки происходит порча? Ну, назовем деменцию в широком смысле порчей когнитивных функций мозга. Это от недоиспользования или перенапряжения? Или это генетика? Что вообще происходит?

— Как во многих подобных ситуациях, генетический вклад очень большой, 60-70% дает генетика.

— А что значит «вклад генетики» в данном случае?

— Самая простая ситуация – это когда, опять же, берут дизиготных, монозиготных близнецов... Такие работы, как известно, еще в конце XIX века начались. ...и, не вдаваясь в подробности, что это за гены, просто сравнивают.

— То есть у вас есть два генетически одинаковых человека, клона, два близнеца.

— Да, и один из них заболел.

— И вы сидите и ждете, кто из них первый сыграет в ящик и у кого будет Альцгеймер?

— Да. Если первый заболел... А близнецы всегда знают, кто из них первый родился. ...то будет ли такое же у второго? И контролем к ним служат так называемые дизиготные, то есть единоутробные близнецы. Казалось бы, это редкое событие, но в масштабах планеты это уже серьезно.

— И вы видите, что у монозиготных близнецов чаще... Если один заболел Альцгеймером, то и второй тоже будет?

— С очень большой вероятностью.

— И эти 60% возникают из сравнения вот этих пар.

— Есть замечательное уравнение Хольцингера, которое позволяет это рассчитать, и это было придумано больше ста лет тому назад. Но сейчас не так работают, сейчас берут и делают полногеномный анализ.

— Ну а если нет близнеца, что делают-то?

— Сейчас берут и делают полногеномный анализ людей, которые заболели Альцгеймером. Допустим, 5000 человек. И дальше – опа! — оказывается, что эти 400 генов отвечают... что их аллели коррелируют с возникновением болезни Альцгеймера.

— 400 генов – это очень много, у нас всего-то 20 000 генов. Что лечить, если, оказывается, и здесь чуть-чуть, и здесь чуть-чуть, и там чуть-чуть? Куда бечь?

— В этом и проблема. Казалось бы, есть простой вариант нейродегенерации – хорея Гентингтона (Хантингтона), где всего один ген. И там-то, казалось бы, вообще все должно быть просто.

— Лечение вы имеете в виду?

— Нет, там само происхождение. При хорее Хантингтона... Там один-единственный ген отвечает, и при этом еще доминантная аллель. Если вам достался этот вариант, то вы к 40 годам 100% заболеете этой патологией, которая по проявлениям очень похожа на болезнь Альцгеймера. Гораздо реже, к счастью, но очень похожа.

— И тоже есть амилоидные бляшки, все дела.

— Там не амилоидные бляшки, там внутри клеточное накопление, ну, наподобие тау-белков при Альцгеймере. И там, собственно, белок гентингтин, который исходно был детектирован как белок, который связан с этой патологией. А потом, естественно, стали искать, что он делает в нормальных клетках. Оказалось, что он отвечает за транспорт визикул, пузырьков разных молекул по микротрубочкам.

— Это по передаче сигналов получается, наверное, транспорт чего-то внутри клетки от нейронов к нейронам.

— Пока что очень непонятно, почему первые сбои идут именно на уровне стриатума, той зоны, которая отвечает за движение. А при хорее Гентингтона... Хорея – это подергивание рук. Пока что мы эту цепочку событий от отдельной молекулы к клеточным изменениям тотальным и дальше к изменениям на уровне нейросети и на уровне всего поведения, с огромным трудом прослеживаем.

— Поэтому мы не можем лечить, мы можем только смотреть, регистрировать изменения и советовать здоровый образ жизни.

— Это да, здоровый образ жизни – это всегда хорошо, потому что...

— Не навредит точно.

— Да. Это начинается с того, что у вас здоровые сосуды. На самом деле, половина деменции – вовсе не что-то вроде Альцгеймера.

— Хуже кровь идет в голову, да?

— Да. Все начинается с возникновения холестериновых бляшек и прочего. И это как бы тоже деменция, но тут совсем другие подходы.

— А при деменции мозга пораженные клетки, наверное, отличаются каким-то образом от здоровых? Вообще, иммунотерапия...

— И что, и вы убьете нейроны?

— Но вы хотите убивать только те, которые все равно уже не те.

— Это все равно очень плохой вариант. Как раз проблема в том, что в мозге ничего убивать нельзя. Ну, условно, что-то вроде Альцгеймера случается и с печенью, и с сухожилиями, и с другими тканями.

— «Старость» называется.

— Да, но если там внутри накопились дефектные белки, вы просто убиваете эту клетку, и соседняя клетка делится и замещает. Для мозга такое не подходит: каждый нейрон вставлен в свою сеть. Он связан информационной...

— А дублирования нет. Может, можно в детстве пытаться как бы создать две системы? Вы же говорите, что у нас куча всего, что не нужно. Две двигательные системы.

— Судя по всему, дублирование, конечно, есть, но оно выдерживает только до какого-то уровня появления дефектов. И та же самая болезнь Альцгеймера - она же не вдруг возникает, а постепенно-постепенно нарастают эти самые изменения.

— А две половинки тогда работают именно как половинки? Есть же классический случай, что у Канта половина мозга не работала, а он явно был шибко умный. Так говорят, по крайней мере. То есть у него вот это все отшибло.

— Ну, насчет Канта я не очень в курсе. Обычно в пример Владимира Ильича Ленина мы приводим, где тоже с половиной мозга был тотальный склероз и все такое.

— Но ведь там... Я так понимаю, что в случае деменций, с которыми сейчас встречаются многие люди, к сожалению, это не настолько массово... Это не половина мозга испортилась, а гораздо меньшее его количество.

— Начинается все с малых количеств, но дальше, когда вы смотрите, например, томограмму развитой болезни Альцгеймера, там повреждается даже не половина.

— Больше?

— Да, даже больше.

— То есть еще хорошо, что хоть что-то...

— Почти вся кора больших полушарий и базальные ганглии оказываются повреждены. И в конце концов и подкорковые зоны затрагиваются, и человек буквально рассыпается на уровне глобальных регуляций.

— Game over.

— Я что хотел сказать... Иногда, даже при нейродегенерациях, если повреждение очень четкое, узкое, мы можем с помощью медикаментов что-то делать. Это, например, болезнь Паркинсона. При паркинсонизме страдает определенный тип клеток. Это дофаминовые нейроны черной субстанции, которые задают наш двигательный тонус. Они начинают хуже вырабатывать дофамин, и от этого появляется паркинсоническая симптоматика: дрожание, ригидность. Вот из-за того...

— То есть можно добавить дофамин и пытаться таким образом...

— Вот в этом случае, когда очень узкое проявление патологии, определенный тип нейронов затронут, тогда это работает.

— Это прекрасно. Вот, наконец, что-то оптимистическое.

— Это не прекрасно, потому что наш дофамин не прекращает дегенерацию. Но у человека есть еще 10-15, а то и 20 лет для того, чтобы более-менее нормально жить.

— А там – хоть трава не расти. Мне кажется, все-таки это очень оптимистическая нота, на которой я хотел бы закончить. Дальше, я боюсь, будут только плохие новости.

— Нет, в случае Альцгеймера... Бывают такие варианты Альцгеймера, когда прежде всего затрагиваются ацетилхолиновые нейроны. И тогда помогают препараты, усиливающие деятельность ацетилхолиновой системы. Некоторое время. Эти препараты дегенерацию не останавливают, но все-таки...

— Потому что она внутриклеточная и движется сама собой.

— Иногда при Альцгеймера слишком силен поток возбуждения. Тогда помогают препараты... Есть такая молекула мемантин, которая снижает уровень возбуждения. Когда появляется такая симптоматика, врач пробует разные молекулы, и если получается, то они на несколько лет могут задержать развитие патологии. В случае паркинсонизма вначале дают так называемую Л-дофу – вещество-предшественник дофамина. Когда она перестает работать, используют агонисты дофамина – вещества, похожие на дофамин. Но у них уже начинаются побочные эффекты, потому что они усиливают агрессию, усиливают клептоманию. Ну, отдельная история.

— Клептомания, мне кажется, одна из основных наших программ.

— Ну, у нас есть программы собственности. «Это мое».

— Вот, это оно же и есть.

— Да, да, да. Они у нас сидят в амигдале, они хорошо изучаются. Конечно.

— Но все-таки новости скорее плохие, чем хорошие, или нет? Я не понял.

— Вы знаете, я, честно говоря, все жду от молекулярных биологов, что они что-нибудь измыслят. Вот мне лично кажется, что если мы сумеем создать какие-нибудь антисенс-РНК, которые бы влияли на возникновение тау-белков, или бета-амилоидов, или того же гентингтина, и сумеем нацелить эти РНК на определенные типы клеток, то, может быть, что-то и получится.

— Спасибо вам большое, Вячеслав.

— Спасибо, было очень интересно. Всяческих вам удач.

— Это был подкаст «Баден-Баден». Я его ведущий Константин Северинов. Мы говорили с профессором МГУ, доктором биологических наук Вячеславом Дубыниным о мозге – о самом главном.

Тематические категории:
Тематические категории: