Самолет, почини себя сам! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 25.11.2016
Самолеты, строительные конструкции, дома и даже зубные коронки… Что только не делают из композитных материалов! Эти искусственно созданные структуры долговечнее и прочнее многих натуральных материалов и сплавов. В основе композитов — многослойность. Разные по составу слои соединяет специальный раствор, похожий на клей. Он так и называется связующее. «Связующие сделаны из нефтехимии, то есть из нефти и газа на основе биосырья», — пояснил Владимир Нелюб, директор МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В лаборатории технического университета имени Баумана создают самые разные виды связующих. Одни придают материалу прочность, другие — пластичность, третьи — морозоустойчивость. Из новинок — самовосстанавливающийся раствор. Он способен самостоятельно исправлять дефекты. «В ходе эксплуатации самолета появляется трещина, — привела пример инженер Наталия Карелина. — Вместо того, чтобы менять полностью крыло, достаточно нагреть и выдержать в специальном режиме, чтобы царапина залечилась».
Образцы связующего постоянно тестируют. Рентгеновский микротомограф дает возможность рассмотреть материал в мельчайших деталях. Корреспондент «Доброго утра» выяснила, как работают с композитными материалами. На ее глазах на свет появилась доску для плавания — вейкборд. Сначала выкроили четыре слоя из стеклоткани, добавили слой полиэфирного нетканого материала, пропитали связующим и оставили на некоторое время без воздуха. Пока снимали сюжет, вейкборд высох. Осталось отшлифовать углы — и можно испытывать в деле.