Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Сталинградские переправы. Праздничный канал. Фрагмент выпуска от 09.05.2016

Берега Волги в районе Волгограда помнят каждый подвиг речников, которые работали на знаменитых Сталинградских переправах. В сентябре 1942 года здесь насчитывалось 27 переправ различных типов. Центральная переправа №62 в районе Красный октябрь обслуживала армию Чуйкова. Отсюда с правого берега на левый в район хутора Бобры перевозили раненых, эвакуировали мирных жителей. Обратно с левого на правый доставляли боеприпасы и продовольствие.

«По диагонали протяженность маршрута могла достигать 3-3,5 километров, но это был очень опасный путь...», — вспоминает участница Великой Отечественной войны Юлия Федоровна Кучинская. Непрерывный обстрел, бомбежки. Пятнадцатилетняя Юлия Кучинская каждый день носила на себе раненых до самого берега.

Большие корабли не могли работать в условиях Волги. Незаменимыми были «бычки» или по-другому «букашки». Так называли бронекатера. Мобильные, быстрые, с прочным корпусом, они могли перевозить до 100 человек, при этом успевали отражать удары врага. Например, БК-13 с танковой башней мог вести огонь в радиусе двух километров.

Александр Николаевич Еремин был механиком другого судна катера «Пожарский». Ему тогда было всего 14 лет, но он наравне со всеми днем и ночью переправлял солдат. Мины сбрасывали на парашютах. Не меньше трехсот, заряд каждой 700 килограммов взрывчатки. Вся акватория была заминирована. Только в августе 1942 года на Волге подорвалось около 70 судов.

Лев Ларин, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»: Иногда моряки шли на такой риск — пройти над миной на большой скорости и через несколько десятков метров эта мина срабатывала. Это был сильнейший взрыв, бронекатер обычно подбрасывало, но, как правило, он оставался целым.

Моряки Волжской военной флотилии сделали 35 400 боевых рейсов, перевезли около 100 000 бойцов и свыше 11 тонн военных грузов.

Тематические категории: