Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 октября 2020, 18:37

Основоположник соц-арта Эрик Булатов создал фреску на стене металлургического завода в Нижегородской области


Искусство в масштабе. В нижегородском городе Выкса миру явлена, пожалуй, самая большая в буквальном смысле работа Эрика Булатова — художника, которого называют живой легендой современной живописи. Отец соц-арта воплощает сюжеты, которые происходят из нашей жизни и истории. Ценители говорят: на его картинах можно видеть, как мысль пронзает пространство. В этот раз холстом для Булатова стал настоящий металлургический завод.

Выкса. Путь в городок словно паломничество. Дорогой железной, автомобильной. В ожиданиях. Моногород металлургического завода, где арт-объекты размером с дома и художники с мировым именем. 

На интервью Эрик Булатов выходит споря с вдохновением. Рисунком мастер недоволен: «У меня новый блокнотик, но я его как-то не очень осваиваю... Масса золотого сияния характерна для этого города».

«Не прислоняться». С пейзажами Булатов поступает вот так: на одном полотне иллюзия — лирический образ из массовой печати и идеология — шрифт советского плаката. Плоскость холста спорит с воображаемым пространством. Непонятый в советское время, художник уезжает в Париж. Полотна, на которых таможня ставит печать «Художественной ценности не имеет», уже через несколько лет уходят на аукционах за миллионы долларов.

Эрик Булатов — единственный российский художник, который выставлялся и в Лувре, и в Помпиду. Живой классик. Национальное достояние. Теперь его называют «основатель соц-арта». Поп-арт по-русски, говорят искусствоведы. Но Булатов не согласен: «Если там, на Западе, товары, то здесь были лозунги. И то и другое не все на свете. Это социальное пространство, которое ограничено полюсами, а свобода находится за этими границами, оттуда и свет идет, кстати».

Границы очерчены черным по белому. С собой в Выксу Булатов привез новую работу. Поэтическая метафора. В ней история страны.

«Фраза сама по себе уже спектакль. Борьба черного и белого, борьба за пространство. Вдруг выскакивает вот эта Г, хотелось выразить этот выстрел, как рука с револьвером», — говорит художник.

Масштабную же работу (в смысле не только содержания, но и размеров — 2,5 тысячи квадратных метров) расписывали 20 суток. Раз в год появляется в Выксе роспись, и каждая — большое событие. Стены металлургического завода превращаются в холсты. Для Эрика Булатова рисковый эксперимент — погрузить рисунок в реальное пространство. Фреска или ее эволюция в стрит-арт с новым названием — «Мурал». Или картина?

«В сущности, это ведь две мои картины взяты в основе, но увеличены и перенесены на стену. Что это значит, они перестали быть картинами? У меня все-таки два на два метра картины, а там, слава богу, 20. Невероятно! Какое впечатление будет производить, какой будет заряд энергии, часто увеличение расслабляет картину», — сказал Эрик Булатов.

В индустриальном контексте, кажется, эффект умножился соразмерно увеличению картин, а сами машины стали музой.

Плавит, грохочет. Здесь гнут, режут, раскатывают. Цех металлургического завода. Сам образ механический. Художник трансформирует эту энергию в силу преодоления пространства. И взгляд из вялого, блуждающего становится активным. Хочется всмотреться, понять. Плоскость и пространство, статика и динамика, светлое и темное. Противоположности сталкиваются. И, оказывается, они могут быть вместе.

На церемонии открытия тяжелая техника и металлический грохот — обрамление работы. Так яснее видишь картину глазами тех, кто будет ходить через нее на работу каждый день.

«Все работники, думаю, уже переосмыслили. Это какой-то выбор. Я выбрал "Идти"», — говорит начальник смены трубоэлетктросварочного цеха Вадим Наумов.

«Соединение враждебных начал, отрицая друг друга, наполняет все пространство между полюсами. Получается более полный образ  этого мира», — сказал Эрик Булатов

На открытии потрясенные зрители расходились в тишине. Еще и в темноте — тут постарались организаторы, чтобы эффект усилить. К такому зрелищу надо подготовиться. Он хоть и музей, но все-таки завод. По Булатову противоположности дополнили друг друга.

Читайте также: