Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
18 августа 2000, 22:05

Сегодня операция по спасению экипажа атомной подводной лодки «Курск» вступила в новую фазу

Ее возглавил главком военно-морского флота Владимир Куроедов.

По уточненным данным, норвежское судно "Норман Пайонир" с британской мини-подлодкой прибудет в район бедствия АЛЛ "Курск" в субботу, в 18.00 мск.

Второе судно "Сиуэй Игл" с норвежскими глубоководными водолазами на борту отправилось сегодня к месту аварии в 14.10 мск из заполярного норвежского порта Тромсе.

На судно было погружено дополнительное оборудование. 12 водолазов прошли необходимый инструктаж. Все они имеют значительный опыт работы на больших глубинах.

"Глубина 100 метров залегания лодки является почти идеальной для работы этих водолазов", - отметил представитель отрядившей специалистов компании Лейф Аспен. Он считает, что подобная глубина не составит проблем для водолазов такого класса.

Сегодня президент Владимир Путин прибыл из Сочи в Ялту на неформальную встречу лидеров стран СНГ. По прибытии он сделал заявление, в котором отверг обвинения в адрес военных в связи с аварией подводной лодки "Курск" и объяснил, почему не вылетел сразу на место катастрофы.

К настоящему времени, по словам президента, все попытки спасти экипаж подводной лодки не увенчались успехом. Владимир Путин отметил, что пока не принял решение ехать или нет к месту трагедии - все будет зависеть от обстоятельств. Отправиться туда было его первым желанием, но он удержался и считает, что поступил правильно.

ВЛАДИМИР ПУТИН: "Прибытие в район бедствия неспециалистов, чиновников высокого ранга не помогает, а чаще всего мешает... Все должны быть на своем месте".

Как верховный главнокомандующий он заявил, что по имеющейся сегодня информации обвинения в адрес военных в слишком позднем начале спасательной операции не имеют под собой почвы.

ВЛАДИМИР ПУТИН: "Сразу же, как только 12 числа (августа) в 23:00 лодка не вышла на связь, стало ясно, что военные имеют дел с внештатной ситуацией. Тут же были предприняты меры по развертыванию спасательных работ. Другое дело, что в средства массовой информации это сообщение поступило позднее. Можно критиковать, а можно понять, что прежде чем давать официальное сообщение, морякам надо было самим во всем разобраться".

Вместе с тем, по словам президента, после окончания спасательной операции будет проведен тщательный анализ причин катастрофы и действий спасателей. Президент подчеркнул, что вопреки слухам, российская сторона не отказывалась от помощи иностранных коллег. Как только ее предложили специалисты с обеих сторон начали обсуждать технические параметры плавучих средств и целесообразность их участия в спасательной операции.

В связи с аварией в Баренцевом море вся программа ялтинского неформального саммита СНГ претерпела значительные изменения. Сегодня Владимир Путин по уплотненному графику провел двусторонние встречи с президентами Грузии, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Таджикистана.

Сегодня вечером из Крыма Путин возвращается в Москву.

[http://submarine.narod.ru/]

Операция по спасению экипажа "Курска", помощь родным и близким моряков подлодки находятся под личным контролем министра обороны Игоря Сергеева. По его указанию семьям всех членов экипажа "Курск" выплачены все виды положенного подводникам денежного довольствия. В Мурманске, Североморске, Ведяево организовано круглосуточное дежурство офицеров и транспортных средств для встречи прибывающих членов семей и родственников военнослужащих.

ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПОМОЩИ, РЕШЕНИЯ ВОЗНИКАЮЩИХ ВОПРОСОВ ОТКРЫТА ТЕЛЕФОННАЯ "ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ": В СЕВЕРОМОРСКЕ - /8-81537/ 779-78, В ВЕДЯЕВО - /8-81533/ 25-17, В ГЛАВКОМАТЕ ВМФ - /8-095/ 204-22-78, В МИНОБОРОНЫ - /8-095/ 293-89-85.

Версия о столкновении подлодки "Курск" с субмариной или судном ледокольного класса, выдвинутая правительственной комиссией, по-прежнему остается основной. По словам Ильи Клебанова, все произошло под водой и очень быстро. Получив крупную пробоину, лодка с глубины в 20 метров камнем ушла на стометровую глубину и ударилась о дно моря.

Илья Клебанов не исключил, что многие члены экипажа могли погибнуть в первую же секунды.

Версия о столкновении подлодки "Курск" с многотоннажным гражданским судном может быть проверена с помощью документов космических систем Ракетных войск стратегического назначения. Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в Министерстве обороны, обстановка в Баренцевом море на момент трагедии зафиксирована космической группировкой и отражена в документах. "Если выявится присутствие в данном районе сухогруза или другого многотоннажного судна гражданского предназначения, то версия о столкновении может подтвердиться. Тогда поиски причин случившегося сузятся, и к делу сможет приступить прокуратура и транспортная милиция", - отметил представитель военного ведомства.

Версия о возможном столкновении "Курска" с сухогрузом или другим судном ледокольного класса активно поддерживается адмиралом Эдуардом Балтиным. По его мнению, гражданское судно могло оказаться на маршруте Диксон-Архангельск, пролегающем через район учений. Если такое столкновение было, то, по мнению адмирала Балтина, судно, допустившее его, возможно, скрылось. Дело в том, что капитану и экипажу судна, не обеспечившим надежного наблюдения за поверхностью моря по маршруту следования, грозит суровое наказание в виде длительного лишения свободы, - отмечает адмирал - бывший командир-подводник.

Столкновения субмарин с неизвестными судами - явление, к сожалению, отнюдь не редкое.

Сейчас когда одной из основных версий аварии на подводной лодке "Курск" считается столкновение с неизвестным судном уместно вспомнить происшествие 14-летней давности, когда советский атомный ракетоносец К-219 протаранила американская субмарина "Аугуста".

Эта авария произошла у Восточного побережья США как раз накануне встречи в Рекъявике Рейгана и Горбачева. До сих пор американские военные отрицают факт столкновения. Хотя тогда же осенью 86-го журналисты сумели найти поврежденную Аугусту в ремонтном доке.

А три года назад на экраны вышел американский фильм "Враждебные воды", рассказывающий о тех драматических событиях. По мнению авторов фильма, причиной трагедии стало именно столкновение двух лодок.

К-219 получил серьезнейшие повреждения, в разгерметизированную ракетную шахту хлынула вода, воспламенилось ракетное топливо. Лодка начала тонуть.

ГЕННАДИЙ КАПИТУЛЬСКИЙ, командир дивизиона движения К-219: "Сильнейший удар, взрыв, лодка опускается на дно, кувыркается".

ИГОРЬ КОЧЕРГИН, корабельный врач К-219: "Подумалось что все".

К счастью, Командиру Игорю Британову удалось поднять лодку на поверхность. Тогда-то ее и заснял американский разведывательный самолет.

ЕВГЕНИЙ АЗЛАБАЕВ, капитан 3 ранга, штурман К-219: "После этой тяжелой аварии американцы сказали, что они раньше считали, что нужна одна торпеда МК-46, чтобы утопить лодку нашего класса, то теперь сказали, что надо не менее двух, а лучше 3 торпеды прямым попаданием. Они сравнили взрыв на лодке с прямым попаданием двух торпед, хорошо, что нам удалось всплыть".

После 12 часов борьбы за живучесть начался пожар в 4-м отсеке, аварийная защита реактора сработала не до конца. Временно заглушенный реактор мог пойти в разгон, повторив у берегов Америки Чернобыльскую катастрофу. Компенсаторные решетки пришлось опускать вручную. Матрос Сергей Преминин погиб, выполнив эту работу. Из-за перепада давления он уже не смог выбраться из реакторного отсека. Однако спасти лодку было уже невозможно.

Уцелевших членов экипажа приняли на борт советские транспортные суда. К-219 затонула на 6-километровой глубине.

О том, что причиной аварии на "Курске" могло быть именно столкновение, говорят в Петербурге многие специалисты. Так считают и в ЦКБ "Рубин", где проектировали этот современный подводный ракетоносец.

АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИШИН: "Мы совершенно уверены, что конструкция подлодки не подвела нас и в этом случае и не могла быть причиной аварийной ситуации. Я уверен, что это было влияние извне".

Ветераны-подводники могут привести массу примеров, когда в районах учений разведывательную работу вели иностранные субмарины.

НИКОЛАЙ ПАНФЕРОВ, капитан 2-го ранга, командир реакторного отсека К-69: "Чтобы заполучить более чистый шум, стараются подойти как можно ближе, и в результате возможно столкновение. Вот тогда одна встречается с другой и килевым листом пробивает по корпусу большую пробоину".

Но как подчеркивают все наши собеседники, достоверные причины аварии на "Курске" можно установить и позже. Главное спасти оставшихся в подводном плену моряков.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей