Древний обычай, который сохранился до наших дней на российском Севере — праздник в честь медведя
Мужчины, отправляясь в тайгу за добычей, свято верят, что у охотника пять душ. А вот у оставшихся дома женщин - четыре. Цифра "пять" для манси имеет особое значение, из-за него женщины не могут оставаться на медвежьих игрищах в последнюю - пятую ночь. Появление священных духов - кульминация праздника, происходит уже без их участия. Медвежий праздник - это пять дней ритуальных песен и танцев, с непременным финалом - торжественным обедом, в меню которого - одно блюдо - свежая медвежатина. А начинается праздник с шумного появления охотников, груженых добычей.
Медвежьи игрища - традиционно весенний праздник с традиционно зимними развлечениями. Снежные баталии продолжаются до тех пор, пока хозяин праздника - охотник, добывший медвежью голову, не закончит свой ритуал. Считается, что обкуривая жертву чагой и осыпая ее поцелуями, манси выспрашивает прощения у поверженного зверя. Охотники задабривают медведя, сообразно своим религиозным представлениям, украшая его шкуру яркой тканью и серебряными монетами. В череде ритуальных танцев и песен соседствуют сюжеты из жизни мансийских богов и будней самих охотников.
ТАТЬЯНА ГОГОЛЕВА, г.Ханты-Мансийск: "Охотник реабилитирует себя перед духом того "младшего" духа, которого сейчас отпевают. Его духовная сущность снова провожают к праотцам".
Мифологическая картина манси делит мир на три яруса. Нижний населяют темные и злые силы, на среднем, то есть на Земле живут люди, а на верхнем располагается Торум - верховный бог манси - олицетворение добра. Это его красавица дочь Номи Торум, однажды взглянув на прекрасную Землю, сбежала от отца, но, не выдержав скитаний по болотам и чащам, превратилась в медведицу.
С тех пор прошло много лет. В 18 веке манси приняли православие. Но вера в то, что медвежья голова на серебряном блюде приносит охотнику удачу и благополучие, каждую весну оказывается сильнее, чем христианские каноны.