Легендарный самолет ЯК-3 прибыл из Франции
Знаменитый французский авиаполк "Нормандия-Неман", боровшийся вместе с советскими силами на восточном фронте, закончил Вторую мировую войну на истребителях ЯК-3. За боевые заслуги советское правительство передало в дар самолеты ЯК-3 французскому авиаполку. До наших дней сохранился только один. Сегодня самолет привезли в Москву, в Государственный Исторический музей. Як-3 будет экспонироваться на выставке "Шарль де Голль".
Летчики знаменитого французского авиаполка "Нормандия —Неман" могли выбрать самолет любого типа, в том числе и иностранного производства. Они выбрали советский ЯК-3.
Сохранился только один самолет. Много лет он выставлялся в музее авиации и космонавтики Бурже. Сегодня его привезли в Москву, для участия в выставке, посвященной Шарлю де Голлю.
Ален Лебург, директор института Шарля де Голля, Франция: "Чтобы перевезти самолет в Россию, его нужно было разобрать. Это было сложно, ведь самолет никто не разбирал с 45 года".
На специальных тросах истребитель весом в 1700 килограммов подняли в окно третьего этажа Государственного Исторического музея.
Впервые ЯК-3 появляется на фронте летом 44. Это самый легкий истребитель своего времени в мире. Немецкие летчики предпочитали избегать встреч с ЯК-3. Слишком очевидные преимущества в скорости и маневренности. Быстро освоив самолет, французские летчики только за один день боев 16 октября 1944 года сбили 29 немецких самолетов без единой потери со своей стороны.
Александр Капралов, бывший авиамеханик самолета ЯК-3: "Виражи на одну или две секунды быстрее. Раз круг, два, и ты уже в хвосте у противника. Нажал кнопку - и все...".
После победы над фашистской Германией авиаполк возвращался на родину на своих боевых машинах.
Ален Лебург: "В конце войны Сталин сказал: летчики прекрасно сражались — они должны улететь на этих самолетах. Он им подарил самолеты, и они улетели во Францию".
ЯК-3 оставались на вооружении полка до 1947 года, а затем были переданы в летные школы.
Сегодня из 40 самолетов остался только этот. Через три месяца, когда закончится выставка, самолету придется проделать тот же путь — через окно Исторического музея домой в Бурже.

