9 дней со дня гибели самолета Пулковских авиалиний рейса Анапа — Санкт-Петербург
С одной стороны смерть – это единственный законный повод для того, чтобы не задавать вечный русский вопрос – кто виноват? О мертвых плохо не говорят. С другой – смерть – может быть самый серьезный повод для того, чтобы этот вопрос задать, хотя бы для ответа на следующий вопрос – что делать?
До конца расследования полных ответов на эти вопросы, важные для любого из нас, летающих самолетами по родной стране, не будет. Репортаж Петра Косенко.
Стопку под портретом своего сына Иван Корогодин налил только тогда, когда похоронил сына. Бывший пилот показывает фотографии: в этой семье своей профессией все мужчины выбирали небо.
Иван Корогодин был командиром экипажа того самого рейса 612, Анапа - Санкт-Петербург. 22 августа его лайнер упал в 40 километрах от Донецка. С этого момента вся страна узнала, что такое "плоский штопор".
В институте аэродинамики "плоский штопор" изучают уже не один десяток лет. В огромной трубе модель пассажирского самолета сваливается в штопор. Пилоты скажут: машина "превысила угол" атаки. Шансов выровнять самолет больше нет.
В этой семье особое отношение к фразе "человеческий фактор". Бывший пилот и отец командира погибшего экипажа объясняет, как вышло, что опытный летчик решил перелететь грозовой фронт сверху, на предельных высотах. На облeт грозы сбоку у самолeта просто не хватило бы горючего - топлива на рейс заливают по минимуму. Дозаправка на запасном аэродроме - неминуемый штраф.
Иван Корогодин, отец пилота И.Корогодина: "А сейчас так: если сэкономил топливо, они платят, не знаю сколько, а если перерасход - то взыскание получишь или ещe что-то".
На кладбище у Пулковских авиалиний выкуплен целый участок, про запас. Это тоже дешевле. Именно поэтому родные погибших лeтчиков на кладбище ходить не любят.
Мартин Аутере, зять погибшего штурмана Ил-86 В.Щербины: "Вы видите, что здесь похоронен не один экипаж, это значит, что в практике компании есть представления о том, что и этот экипаж - не последний".
Виктория и еe муж Мартин приходят к аэропорту, чтобы, глядя на взлетающие лайнеры, вспомнить отца Виктории, штурмана "Пулковских авиалиний" Валерия Щербину. Он погиб летом 2002. "Пулковский" Ил-86 рухнул на землю через полторы минуты после взлeта из столичного Шереметьева.
Виктория Щербина, дочь погибшего штурмана Ил-86 В.Щербины: "Для меня папа ушeл вот отсюда. Если я хочу вспомнить его, я приезжаю в аэропорт и просто смотрю на самолeты. Мне кажется, что душа его - там".
В расследовании трагедии тогда тоже появилась формулировка "человеческий фактор". Но родственники погибшего штурмана убеждены: причиной катастрофы стала экономия авиакомпании. Пулковские авиалинии не захотели тратить деньги на модернизацию систем самолeта. Модернизацию, которую рекомендовалось провести ещe за целых 16 лет до катастрофы.
Мартин Аутере, зять погибшего штурмана Ил-86 В.Щербины: "МАК вдруг отменил своe решение, без доработок, полностью изменив своe мнение по поводу этих самолeтов. И, можно предположить потому, что на этом типе самолeтов в России перевозят 10 тысяч пассажиров ежедневно, возможно влияние эксплуатирующих эти самолeты".
Когда под Донецком упал Ту-154 той же компании, в которой летал еe отец, Виктория Щербина написала в своeм интернет-дневнике, в каких условиях и на каких машинах продолжают летать пилоты Пулково. Они не ожидали, что в ответ получат несколько тысяч откликов, в том числе и от сотрудников авиакомпании.
Мартин Аутере, зять погибшего штурмана Ил-86 В.Щербины: "Позвонила женщина из службы наземного обеспечения, она говорила, что бесконечные продления ресурсов агрегатов, ресурсов воздушных судов, то есть постоянная борьба с какими-то сложностями".
Когда бывший летчик Василий Ершов просто написал о своей работе, он и не подозревал, что книга стала бестселлером. Он был командиром Ту-154 и прекрасно знает, что это такое - быть пилотом в условиях рыночной экономики.
Василий Ершов, пилот, бывший командир Ту-154, автор книги "Раздумья ездового пса": "Я могу сказать, что авиакомпании совершенно беззастенчиво эксплуатируют старую авиатехнику, доставшуюся им какими-то путями от Советского Союза, эксплуатируют опыт советской школы летной старых пилотов и эксплуатируют энтузиазм и мастерство инженерно-технического состава, который эти машины обслуживает. Вот на этом наши компании сейчас и держатся. Только на этом".
Летним вылетам Василий Ершов посвятил в своей книге много места. Там о том, как объeмы перевозок возрастают в разы, а экипажи работают на пределе физических возможностей.
Василий Ершов, пилот, бывший командир Ту-154, автор книги "Раздумья ездового пса": "Всегда ставилась во главу угла, прежде всего, безопасность, потом регулярность, а потом уже экономичность полетов. Всегда было так. Сейчас же, наоборот, экономичность поставлена во
главу угла. При этом должны летчики обеспечивать безопасность, обеспечивать регулярность, чтобы рейтинг компании, так сказать, реноме ее поддерживать, и в тоже время стараться делать полет, как можно более экономичным".
Генеральный директор самарского "Авиакора", где строят и ремонтируют те самые Ту-154, показывает, как старые ТУшки превращаются в новые. Здесь используют только сертифицированные узлы и агрегаты, и жeстко следуют всем рекомендациям конструкторов.
Сергей Лихарев, генеральный директор авиационного завода "Авиакор": "Мы можем сказать: вот этот блок нужно заменить обязательно. И, вот тут, да, иногда бывают споры с заказчиком, они говорят: нет, вот это ещe послужит. Мы говорим: тогда чините не у нас, а где-нибудь ещe, потому, что от этого мы отойти не можем никогда".
Но лeтчики знают: "где-нибудь ещe" - тоже чинят. На этой неделе в одном из столичных НИИ был найден склад с фальшивыми запчастями для самолeтов. Получается, авиакомпании идут на экономию, невзирая на возможные последствия.
Через несколько дней на пустующих местах на этом кладбище появятся новые памятники с именами членов экипажа Ту-154. Виктория зажигает свечу на могиле отца. В память о нeм и обо всех, кто не вернулся из своего последнего полeта.

