Обучение дома — новая мода или необходимость для инвалидов и спортсменов?
Каждый день для семилетнего Димы - подвиг. С утра 5 часов - растяжка. Ровно стоять или попасть по мячу - это уже успех. Научиться карандаш держать - целое событие. У Димы церебральный паралич. Обучение на дому для него - единственный выход.
Анатолий, папа Димы: "Не готовы наши школы к таким детям. Нет ни пандусов для инвалидных колясок, ни, что самое важное, понимания среди сверстников".
К Диме домой приходит учительница из районной школы. Осваивают школьные азы. Родители городятся - их малыш не уже не только читает по слогам, он увлекся книгами.
Десятиклассница Полина читать тоже любит. Еще рисовать. Но именно это и заставило ее заявить родителям: в школу больше не пойду! Девочка уже много лет ездила в центральную спецшколу с окраины Москвы, только в один конец тратя почти два часа. Времени и сил на любимые занятия уже не оставалось.
Выход нашли - теперь школа прямо у Полины в комнате - школа виртуальная. Ежедневно 5 часов у компьютера. Усвоить урок, выполнить упражнения, ответить на вопросы учителя. Он - реальный, даже если фото заставляет в этом сомневаться, и спрашивает по всей строгости.
Полина: "Конечно, в Интернете можно все найти, все что угодно получить, можно скопировать, но учителя сразу это видят, они хорошо знают все сайты, откуда это можно скачать".
В жизни девочки нет больше ожиданий переменки, шпаргалок, классных собраний. Не будет дурного влияния сверстников. Не будет и выпускного бала.
Полина: "Со своими друзьями я переписываюсь на форуме, поэтому я не чувствую себя одинокой".
Галина, мама Полины: "И здоровье стало лучше, и питание домашнее, она много гуляет, больше с друзьями времени проводит, то есть высвобождается время".
Если когда-то со школой не сложилось - сегодня это можно поправить. Заочно не стесняются учиться даже те, кому далеко за...
Татьяна Рычагова, завуч интернет-школы: "Женщина уехала в Японию вместе с родителями, когда ей было 15 лет, там она не пошла в посольскую школу, видно, не было возможности. Через какое-то время она решила пойти работать, оказалось, что у нее нет никакого образования, потому что 9 классов - это не образование. И тогда она нашла нас и получила этот аттестат".
Пипия - гордость не только родителей, но и сочинского спорткомитета. Только вернулась из Дубаи, где в финал вышла. У девочки большое будущее, твердят тренеры. Ей надо упорно тренироваться, не пропускать турниры. Только учиться когда? С сентября теннисистка лишь несколько недель провела дома. Пришлось перейти на экстренат. Брать уроки на дом, штудировать перед сном, потом сдавать учителям.
Пипия: "Подружки помогают, когда к учителям не успеваю подойти, тетрадки дают, но не списывать, а так, почитать. Очень тяжело, но что делать".
Экстернат - спасение для юных спортсменов, актеров, музыкантов, для тех, кто вынужден кормить себя сам. Как правило, к совершеннолетию в их багаже не только аттестат, но уже профессия.
О профессии Димы родители пока стараются не думать. Сейчас главное решить, какую форму обучения выбрать: виртуальную, экстернат или все-таки поискать школу, где от мальчика не отмахнутся. Но маленький Дима свой выбор уже сделал.
Дима: "Если я буду ходить, хоть немного - я обязательно пойду в школу!"
Ведущий: "Знаменитая актриса Брук Шилдс, звезда "Голубой лагуны", как-то призналась, что не смогла ужиться со своим первым мужем теннисистом Андре Агаси, потому что с ним буквально не о чем было поговорить. В нем еще в детстве обнаружился спортивный талант. Словом, школой пришлось пожертвовать. В том, чтобы учиться заочно, Агаси не увидел никакого смысла. Это, конечно, крайний вариант.
Но есть много детей, которые вынужденно или по прихоти родителей постигают знания дома и только ходят сдавать экзамены. Какие в этом преимущества и недостатки? Об этом нам расскажет профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Кулагина. Можно ли дома полностью нормально освоить школьную программу?"
Ирина Кулагина: "В принципе возможно. Но при этом у ребенка должна быть определенная мотивация. Если ребенок хочет учиться, он будет учиться почти в любых условиях".
Ведущий: "А какие стимулы могут быть?"
Ирина Кулагина: "Мотивы учения очень разные. И больше всего учителя ценят, конечно, познавательные мотивации. Если ребенку интересно то, что он делает. А сильная познавательная мотивация встречается не всегда, к сожалению. Очень большое значение имеет то, как преподносит материал учитель. Что такое учебник? Текст, правила в рамочках, да, вот все мы это проходили. А живое общение с учителем, который не просто помогает и объясняет, но который является собеседником, живой личностью, у которой можно спросить, с которым можно какими-то проблемами поделиться. Это совсем другое".
Ведущий: "И вот как раз по этому поводу вопрос. Ведь школа дает не только знания. Она учит общаться. Как-то это можно восполнить дома?"
Ирина Кулагина: "Легче научить считать, писать и воспроизводить тексты из учебников. Общаться научить дома очень трудно. Нужно тогда какое-то замещающее общение, безусловно. Вот то, что дают сверстники ребенку, оно не восполняется взрослыми, даже если они окружают ребенка и очень разумно строят этот процесс обучения. Ребенок все равно рано или поздно окажется без навыков общения и почувствует свое одиночество".
Ведущий: "Более распространенная ситуация - ребенок заболел. Такое часто случается. Многие это воспринимают как какие-то дополнительные каникулы. Как все-таки ребенку не отстать от одноклассников, которые продолжают в это время обучаться и осваивать школьную программу?
Ирина Кулагина: "Если ребенок учится в начальной школе, то организовать его должны родители. Ведь не только познавательная мотивация есть. Есть и социальная мотивация учения, когда ребенок зависит от взрослых и старается как бы заслужить статус хорошего мальчика или хорошей девочки.
Каким образом? Тем, что он выполняет прежде всего учебные требования, тем, что он хорошо учится. Это надо использовать. И взрослые могут дома организовать его работу. Ребенка надо контролировать. Он сам не может еще себя контролировать, он не может себя оценить. У него самооценка это как бы эхо оценки взрослых. А вот подросток, с него больше спроса должно быть. Он уже может себя контролировать сам".