Палате общин в британском парламенте предстоит решить судьбу Палаты лордов
Покушение на вековые британские ценности. В стране, которая так гордится своими традициями, может исчезнуть один из старейших политических институтов - Палата лордов. Члены Палаты ОБЩИН хотят избавиться от своих аристократических коллег.
Впрочем, Палату Лордов пытаются ликвидировать уже не в первый раз. Но до сегодняшнего дня в споре между традицией и новаторством всегда побеждала традиция. Подробнее об очередной попытке реформировать британский парламент - репортаж нашего корреспондента Ирады Зейналовой.
Вечные ценности – Биг Бен, Вестминстерский дворец, парламент. У входа в Палату общин – оживление. Глава палаты, Джек Стро, просил прибыть всех - Палата лордов, конечно, не Карфаген, но, уверяет, пора разрушать стереотипы.
Анжела Смит, член парламента от лейбористов, министр по вопросам местного самоуправления: "Я бы в принципе упразднила Палату лордов. Это нонсенс, что у нас в парламенте есть такой неповоротливый орган, который мешает принимать решения. Нас избирают, мы боремся за права своих избирателей, а они просто – рождаются и попадают в парламент".
Марк Причард, член парламента от партии консерваторов: "Я думаю, что все последние скандалы, связанные с тем, что лейбористы якобы продавали титулы пэров за спонсорские взносы для их партии, подтолкнули лейбористское большинство к жесткому обсуждению о судьбе целой палаты в принципе. Хотя реформа необходима".
Судьба лордов – от 14-го века, когда именно они были главными законодателями королевства и проводниками монаршей милости, до полного изгнания из парламента при Кромвеле, возвращения и превращения – в некий контролирующий орган, который обладает правом вето – во всех вопросах, кроме денежных. Приветствует королеву – в день открытия парламента и разбирает судебные тяжбы – если суд уж совсем зашел в тупик. Последние реформы коснулись лордов уже в новейшей истории – с 99-го уже нельзя наследовать места на красных шерстяных мешках в палате заседаний, из наследственных пэров только лорд-маршал и лорд-церемониймейстер могут не волноваться - без них парламент не открывается. А еще 90 назначаются своими партиями, всей палатой и представляются премьером королеве. Отпор по-светски - аристократы, при поддержке единомышленников-консерваторов, уже в этом веке дважды проваливали идею кардинальной реформы своей палаты – категорически отпираясь от предложений сделать ее полностью выборной.
Марк Филдс, член парламента от консерваторов: "Это оплот наших традиций – с ним надо аккуратно… спешить. Я думаю, что такими темпами вопрос будет решаться в течение моей жизни – дай бог, она будет долгой".
Экскурсия у Вестминстерского дворца – для тех, кто приехал увидеть вечные ценности. Гид рассказывает о двух мостах, ведущих к старейшему в мире парламенту – зеленому, по которому идут народные избранники на заседание, и красному – по которому приходят избранники короны. Реплика полицейского куда-то в сторону: может, скоро один мост и снесут, все бывает.
Демократия должна быть демократичной – как говорят политологи, идея реформы может пройти верхнюю палату и отправиться к лордам на рассмотрение. Лорды, под влиянием скандальных аргументов, могут закон принять. Тогда в британском королевстве останется лишь один орган, последний оплот аристократии, который теперь должен готовиться к любым неожиданным предложениям – монархия Ее Величества Королевы.

