Что могут сделать родители, чтобы заинтересовать детей учебой?
Школьники уже считают дни до летних каникул. А родители еще надеются, что детки перед длинным отдыхом всe-таки возьмутся за ум и исправят свои неважные отметки. Между тем, есть школы, где научились так оценивать знания, чтобы не огорчать ни детей, ни взрослых.
Четвероклассник Дима из города Кирова учится исключительно на двойки. И очень переживает по этому поводу. На уроке сидит на последней парте в одиночестве, прячет лицо, чтобы слава двоечника не вышла за стены родной школы. На столе директора список безнадeжно "отстающих". Школьники, однажды попавшие в него, покидают его крайне редко.
Учительская любовь зла, полюбить двоечника, наверное, можно, а вот простить ему неготовность к уроку - точно нельзя. Евгений, один из немногих, кто к 10 классу каким-то невероятным усилием смог из двоечников выкарабкаться в хорошисты. Но горькая память о тех временах жива до сих пор.
Евгений Головенкин, ученик 10 класса: "Я думаю, если у человека много двоек, он себя чувствует в школе каким-то ущербным человеком, наверное".
Кто такие двоечники - в этой Ярославской школе не знают уже 15 лет. Здесь занимаются по методике, которая в принципе не предполагает отметок. В тетрадях вместо двоек и пятeрок - подробные комментарии учителя. Вместо экзаменов - защита творческих проектов. А обучение в школе начинается не с "Букваря", а с вязальных спиц.
Елена Цепалова, педагог по рукоделию: "У нас в 1 классе ребята сначала учатся вязать, а потом начинают уже писать. Чтобы у них уже сформировались пальчики, хорошо работали. На почерке это потом сказалось".
Стандартные отметки появляются позже, после 9-го класса. Выпускникам нужен аттестат зрелости, и тут уж без оценок не обойтись. Но до перехода в старшие классы дети даже не знают, что такое дневник.
Елена Кулакова, заместитель директора: "Дневник обязательно необходим. Но это учительский дневник. То есть, это дневник, который ведeт учитель. Я прихожу домой из школы, и я обязательно как учитель записываю - какие успехи были у детей".
На уроке литературы "зубрeжку" стихов заменили театрализованные занятия сценической речью. В программе Пушкин школьники уже наизусть знают "Сказку о царе Салтане". Кто насколько преуспел - оценят зрители. Но главный судья, конечно же, учитель. Он не диктатор, но авторитет. Его личное мнение - главный критерий успеваемости.
Анжела Денисова, классный руководитель: "Когда к нам приходят дети из государственных школ, они с таким же табелем приходят. Приходит отличник, пятeрочник, четвeрочник. А оказывается, что это совсем не так".
В этой московской прогимназии пошли ещe дальше. Отказались не только от отметок, но и от беспрекословного авторитета педагога. Он только указывает детям на их ошибки и помогает их исправить. А вот оценивают дети друг друга сами. Открытым голосованием. Но самое главное - честно оценить самого себя.
Оля Запольская, ученица 1-го класса: "Если ты сделал всe правильно - оцениваешь себя на вершинке. Если ты сделал что-то неправильно - оцениваешь себя ниже вершинки".
В шкале оценивания 100 баллов. Именно поэтому в учебном заведении нет ни двоечников, ни отличников. Есть те, кто двигается в гору, стоит на месте или скатывается вниз. И каждое движение отслеживает учитель. В обычной школе все совсем по-другому.
Ирина Патрикеева, директор прогимназии: "Ребeнок делал в диктанте 10 ошибок - это 2. На следующий день он делает 8 ошибок - это всe равно 2. На следующий день он делает 5 ошибок - это всe равно 2. То есть, вот этого продвижения от 10 ошибок до 5 ошибок система оценивания никак не проявляет".
Урок ритмики - это и танцы, и состязание. Лучшую пару выбирают сами танцоры. Оценивают по нескольким критериям, а значит и победителей несколько. Педагоги уверяют: бороться за признание сверстников детям интереснее, чем за расположение учителя.
Учeба "без отметок" не лишена недостатков. Больше работы у учителя, больше внимания требуется от родителей. Многим удобнее просто открыть дневник и за минуту понять, как дела у ребeнка в школе. Другим приятнее возиться с малышом, ходить на родительские собрания и вникать в графики успеваемости.
Но главное, на что советуют обратить внимание специалисты, - нравится ли школьнику учиться. Школа хоть и обязательная ступенька в жизни, но она никогда не должна превращаться в тюрьму.
Ирина Гвирдовская: "Мой ребeнок, он просто бежит в школу. Бежит, хочет заниматься, хочет учиться. И вот для родителей, мне кажется, - это самое главное".
Ведущий: "Школьникам уже не так далеко до летних каникул, но есть еще время поправить свои оценки. Но где искать источник вдохновения, чтобы, забыв о развлечениях, засесть за учебники? Как тут должны повести себя родители? Вот об этом мы и поговорим с заместителем директора НИИ семьи и воспитания Татьяной Любан.
Ребенок притащил из школы плохую отметку. В некоторых семьях это настоящая трагедия и крушение всех надежд. Но как должны все-таки родители поступить, чтобы вызвать желание исправить оценку?"
Татьяна Любан: "Ну, во-первых, всегда общее правило - это не реагировать сразу, выдержать паузу. И заходить с разных сторон, то есть вызвать ребенка на разговор и так, не в лоб, все-таки выяснить, в чем причина этой оценки. Чтобы ребенок сам сделал какой-то внутренний и речевой анализ, что случилось. Если ребенку все равно, то опять-таки речь идет о каком ребенке – ребенке, который заканчивает школу? Ну, это нормальная вообще ситуация, ему может быть очень часто и все равно, по разным причинам.
А в первом классе - вот это важно. Он, конечно, переживает, и здесь причин может быть много. Он может не успеть, он старался, но не получилось. Может быть, он недоучил, и в этом виноваты в том числе и родители, которые не помогли ему. И если он переживает, значит - поддержать, что ничего страшного не случилось, ты только начал учиться, ты только еще осваиваешь правила школьной жизни".
Ведущий: "Есть ли какие-то конкретные приeмы, как научить ребенка терпеть и заниматься даже предметом, который ему может быть не слишком-то интересен?"
Татьяна Любан: "Ребенка к школе надо готовить. И тут тоже есть часть ответственности на родителях. То есть они должны заранее в форме приемлемой для шестилетнего ребенка, когда он готовится идти в школу, что школа - это такая большая игра, но уже совсем серьезная, и в школе свои правила, и в школе не может быть, чтобы тебе все нравилось. В школе тебе нужно будет общаться с учительницей, учительницы бывают разные. В школе тебе нужно будет общаться с детьми, которые тоже разные. Каждый день тебя будут оценивать, и по-разному оценивать. Подумай, как ты хочешь, чтобы тебя оценивали? Ты хочешь быть хорошим ребенком? Ты хочешь быть хорошим учеником? И тут можно сказать, вот тут можно выражать родительскую позицию: нам бы было приятно, чтоб у тебя были хорошие оценки, нас это будет очень радовать, если у тебя будут хорошие оценки. Но если у тебя не будет что-то получаться, ты не переживай, мы с тобой, мы тебе поможем, мы будем вместе".
Ведущий: "Если ребенок изо всех сил старается, но у него все равно плохие отметки, ну какие-то средние, перебивается там с троечки на четверочку в редком случае, как тут быть? Родители могут себя чем-то успокоить? Что это не конец света?"
Татьяна Любан: "Вот я когда-то давно работала в школе, и я всегда говорила родителям: "Скажите, пожалуйста, вы все учились лучше, чем ваши дети?" И родители на родительских собраниях опускали головы. На самом деле проблема вот эта оценки, она - проблема не столько ребенка, сколько это проблема взрослых. Вот, допустим, проблема педагогов состоит в том, что очень часто или за неимением времени, может быть, из-за недостаточного профессионализма, говорят: "Тебе за ответ четыре или три". А почему - надо объяснить. То есть надо рядом с оценкой балльной обязательно дать характеристику качества - за что? Чем ты хуже сегодня, чем вчера? Или чем ты лучше уже сегодня. Ну и так далее.
И также родители. Родители тоже должны, так сказать, иметь в виду вот эту динамику. И страшнее, так сказать, не плохие оценки, а отсутствие динамики, положительной динамики в оценках".

