Вслед за Бергманом умер знаменитый итальянский кинорежиссeр Микеланджело Антониони
2 дня, которые потрясли мир. Мир кинематографа. В Италии умер великий режиссер Микеланджело Антониони. Он ушел из жизни вслед за шведом Ингмаром Бергманом.
Их имена и при жизни часто упоминали рядом. Рядом с Феллини, Кубриком, Хичкоком, которые сами по себе уже - история. Вчера историей стал Бергман. Сегодня - Антониони. Современное кино осиротело.
Ингмар Бергман и Микеланджело Антониони - 2 режиссера, во многом определивших язык кино XX века. Оба ставили проблемы одиночества и отчужденности. Они надолго определили пути развития искусства.
Карен Шахназаров, режиссер: "Для меня это закрывает потрясающую страницу мирового кинематографа. Эпоху, когда царствовали Бергман, Антониони, Феллини, Висконти, Бунюэль".
Александр Сокуров, режиссер: "Уходят из жизни настоящие авторы, которые составляли цепь культуры. Утверждали возможность некоммерческого начала в искусстве. Не шли на компромиссы со своим временем, правительствами, властью.
Микеланджело Антониони - выходец из обеспеченной буржуазной семьи, которому родители дали блестящее экономическое образование, с молодости увлекся кино. Сначала писал заметки о новых фильмах в журнал, потом подвизался писать сценарии, наконец, проник на съемочную площадку как ассистент режиссера. А когда сам стал снимать, сразу нашел свой стиль - внутренняя напряженность очень медленных и плавных кадров.
Микеланджело Антониони, режиссер, досье: "Так же, как писатель может прибегнуть к длинным описаниям, чтобы проникнуть в характер героя, и режиссер вправе подолгу держать важный кадр. Торопиться ни к чему. Нарезка кадров искусственна, а жизнь порой течет как река".
В 60-х вышли 3 его черно-белых фильма - "Приключение", "Ночь" и "Затмение" - и буквально взорвали общество. В послевоенной Европе, где жизнь, казалось, вернулась в нормальное русло, люди страдали - от неумения общаться, от собственной изолированности и непонятости. Эти настроения как раз уловил режиссер.
Сергей Соловьев, режиссер: "Он сумел рассказать людям о драматической автономности человеческой личности. При этом сумел выразить необыкновенную красоту мира, ни одной секунды не подстраиваясь под буржуазные вкусы публики".
После выхода этой трилогии одиночества и еще одной картины "Красная пустыня" на режиссера обрушился золотой дождь призов международных кинофестивалей, а сыгравшая у него Моника Витти вошла в сонм великих актрис итальянского кино. Получая приз за фильм "Ночь", Антониони выразил свое кредо.
Микеланджело Антониони, режиссер: "Моe кино не на потребу публики, не ради денег или популярности. Оно, чтобы передать красоту".
В конце 60-х - начале 70-х режиссер снимает за границей. В Лондоне - картину "Блоу-Ап - Фотоувеличение" со знаменитым эпизодом теннисного матча без мяча, который затем вошел в анналы кинематографии. В Калифорнии работает над картиной "Забриски пойнт" - о бунтующей молодежи, расколе в обществе и любви. В картине 75 года "Профессия: репортер" в главной роли сыграл Джек Николсон. И 20 лет спустя именно он вручал Антониони почетный Оскар за вклад в киноискусство.
В 73 года режиссер перенес тяжелейший инсульт, приведший к частичному параличу и потере речи. Казалось, маэстро удалится на покой, но в 95 - в соавторстве с немцем Вимом Вендерсом он выпускает новую картину "За облаками" с такими звездами, как Фанни Ардан и Джон Малкович.
А это - документальные кадры с концерта, который гений от музыки Ростропович посвятил великому маэстро кино. Оркестр сменил привычный репертуар и сыграл в честь Антониони. Перешагнув из XX века в XXI, Микеланджело Антониони не изменил себе. В 2004 вышла его последняя короткометражка "Эрос" и на склоне лет Антониони так и остался "поэтом с видеокамерой".

