Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
6 сентября 2007, 14:24

Как школьнику не стать изгоем в новом классе? Советы родителям

Начало учебного года - огромный стресс для ребенка. Смена режима, серьезные нагрузки и проблемы психологического характера. Найти общий язык с одноклассниками - настоящее испытание. Особенно если это первоклашка или просто новичок, то есть тот, кому по тем или иным причинам школу пришлось поменять. Иногда, не сумев подружиться со сверстниками, дети могут попасть в настоящую беду.

Репортаж Екатерины Качур.

Он чувствует на себе десятки оценивающих взглядов, пытается запомнить имена одноклассников, старается, чтобы его рукопожатие было сильным. Но земля уходит из-под ног, и, кажется, этому дню никогда не придет конец. Сережа Лизяев из Ульяновска - новичок. В этом пятом классе ему придется заново находить друзей и завоевывать авторитет.

Юлия Лизяева, мать Сережи: "Вообще я очень переживаю по этому поводу, и мы с сыном много разговаривали на эту тему. Он расстраивался по поводу того, как его примут в новой школе, в новом коллективе".

Для одиннадцатиклассницы Маши из Москвы - это проблема давно позади. Но она никогда не забудет, как стиснув зубы дралась на переменах с девчонкой, которой не понравилось Машино появление в родном коллективе. Теперь они лучшие подруги, и трудно представить, сколько было пролито слез на парты третьего "А" класса.

Мария Ребане, ученица 11 класса: "Ну, она там лидером была, а я тоже была лидером в своем классе, и она меня почуяла. Ну, мы сначала решили ссорится, а потом решили дружить".

Класс лидеров - это ловушка для замкнутого человека, говорят психологи. Чтобы ужиться в таком коллективе, нужно самому быть яркой личностью. А вот скромника и тихоню класс может просто раздавить. Так случилось с одной девочкой, которая не захотела попадать в объектив камеры. Машин коллектив выдворил ее из своих рядов.

Мария Ребане, ученица 11 класса: "К ней отношение было пренебрежительное. Не такое, конечно: "Света уйди, Света, заткнись". Но такое, что она где-то сидела одна, и ничего не делала. А когда приходишь в новый класс, нужно обязательно обращать на себя внимание, подходить к людям, заявлять себя, как личность. Чтобы люди поняли, что ты человек, достойный их внимания".

Яркая личность тоже может оказаться чужой среди своих, если попадет в среду так называемых серых мышек. Именно они, безликие, собравшись в группу, испытывают невероятную потребность доказать свою власть. Они наделяют новичка всеми негативными качествами, навешивают на него ярлыки, обвиняют в предательстве и начинают настоящую травлю. Этот сюжет настолько типичен, что даже вошел в историю российского кинематографа.

В фильме Ролана Быкова "Чучело" героиню Кристины Орбакайте чуть ли не сжигают на костре. Подобная жестокость встречается и

14-летняя Наташа Суворова из Тюмени выбросилась с 8-го этажа, не выдержав издевательств и побоев одноклассниц.

Чудовищные пытки со стороны трех ее сверстниц вызваны завистью. Наташа была слишком хороша собой. Сейчас она - на больничной койке. А кадры побоев, хладнокровно снятые товарищами по классу, стали основным доказательством в заведенном уголовном деле.

А эту драку сняли на камеру мобильного телефона и разместили в Интернете. Так завистницы расправляются с новичками. Не редко подобные ситуации провоцируют сами учителя. Когда едкими замечаниями в адрес нового ученика, а когда просто равнодушием к страданиям отверженного.

Надежда Гарниш, завуч по воспитательной работе школы г Москвы: "Чем меньше дети, тем они более жестокие. Потому что они не совсем понимают, что делают, они основываются на своих чувствах и ощущениях. Понимание того, что они поступили жестоко и сделали кому-то больно, приходит потом. Но, тем не менее, этот процесс управляем, для этого мы, взрослые, здесь и есть".

Лия Пшеничникова, школьный психолог: "Родители не должны обесценивать его проблемы. Основная задача родителей с помощью вопросов уточнить, что происходит, и помочь подростку выразить свои чувства. И если наболело, то чтобы отплакалось, если обида накипела, чтобы она была выражена. И после этого выражения можно было строить какой-то план".

Единого плана нет. Психологи советуют лишь не кидаться в крайности не подчиняться классу, с одной стороны, и не противопоставлять себя с другой.

Борис Грачевский, художественный руководитель журнала "Ералаш": "В коллективе обычно один хам, один дурак, один жадина, один добрый, один умный - это ведь на самом деле модель общества. Конечно, уходит энное количество времени, ибо коллектив сразу принимает в штыки любого чужака".

По словам известного знатока ученических проблем Бориса Грачевского, смена школы - колоссальный опыт в человеческих отношениях. Пятиклассник Сережа пока этого не знает. Он еще десятки раз в этой жизни будет новичком. Но первый экзамен на "свой - чужой" всегда останется самым сложным.

Ведущая: "Мне повезло. Все годы я проучилась в одной и той же школе, и в роли новичка могла почувствовать только однажды, придя в 1 класс. Но, я помню, как сложно приживались те, кто приходил к нам позже. О том, как же уменьшить нервное потрясение ребенка, который меняет школу и помочь ему быстро завести новых друзей, мы поговорим с психологом Ириной Поповой. Скажите, с чего нужно начать ребенку знакомство с новой школой. Попросить помочь педагогов, может быть, родители должны помочь. Или ему самому на переменке подойти к ребятам познакомится".

Гость: "Вы знаете, я бы, рекомендовала начать знакомство с новой школой немножко заранее, пройти дорогу до школы, новую дорогу до школы. Попросить администрацию, и, может быть, пройти по пустой школе, посмотреть, где находится буфет, раздевалка. Чтобы ребенок мог себе представить и самостоятельно потом найти во время перемены необходимые какие-то вещи. Чтобы не было такого дополнительного стресса, еще и с этим связанного".

Ведущая: "Ну, вот, первое вхождение в класс. Десятки глаз настороженных, ребята не знают, кто к ним пришел. Как этот контакт должен произойти".

Гость: "Над этим должны поработать, прежде всего, родители. Прежде всего, нужно детей наших хвалить, потому что если мы верим в них, если мы вселяем в них эту уверенность, если мы уверены в их успехе будущем, то и ребенок начинает верить в себя, и тогда он не окажется в ситуации изгоя, не окажется тогда замкнутым, потому что он знает, что я-то хороший. И тогда нет никаких препятствий для того, чтобы выстроить отношения с другими ребятами в классе".

Ведущая: "Ну, вот какой срок адаптации. Вот за сколько ребенок должен уже войти в коллектив уверенно".

Гость: "Ну, это очень индивидуально. Задача родителей также поддержать какое-то неформальное общение ребенка с одноклассниками вне стен школы, может быть. Пригласить домой ребенка, в кино. Вот, все, что угодно для того, чтобы ребенок почувствовал себя своим среди новых одноклассников".

Ведущая: "Вот, бытует такое мнение, что, если у ребенка не заладились отношения с учителями, они уже заранее уверены в том, что он среди неуспевающих, иногда советуют поменять школу. И, якобы, в новом коллективе у ребенка наоборот может появиться какой-то новый стимул. Новый такой потенциал открыться и он начнет учиться лучше, потому что другие учителя, другие ребята. И он может все, как с чистого листа начать. Согласны ли вы с таким мнением?"

Гость: "Вы знаете, нет, я не согласна с таким мнением, потому что бегать от сложностей бессмысленно. И нужно решать ситуации в данном, конкретном месте. Если не заладились отношения, то почему? И, прежде всего, в общем-то, отношения с учителями, это не отношения маленького ребенка и учителя. Это отношения его родителей и учителя. Поэтому, если что-то не ладится, это задача родителей. Лишний раз придти, поговорить, разрешить какие-то такие непонятные ситуации. То есть, попытаться нейтрализовать эту ситуацию. Сделать ее более комфортной для ребенка, прежде всего".

Читайте также: