На сцену Большого театра возвращается легендарный балет «Сильфида»
Около двух столетий назад его появление вызвало настоящий переворот. В мире классического танца наступила эпоха романтики. Авторам новой версии удалось сохранить волшебную атмосферу первых постановок. Впрочем, без новшеств не обошлось.
Репортаж Юлии Шатиловой.
У труппы Большого было 10 месяцев на то, чтобы овладеть в совершенстве такой непривычной датской балетной техникой и вдохнуть "новую" жизнь в "Сильфиду",старинный балет легендарного Бурнонвиля о том, как юный Джеймс бежал из-под венца. Для этого Большой пригласил звезду королевского балета Дании, Йохана Кобборга, не в качестве танцовщика, но как хореографа, недаром он известен во всем мире своими неожиданными интерпретациями классики. "Сильфида" в репертуаре Большого с середины 90-х, но как здесь говорят, балет "затанцевали". Но для Кобборга это не волшебная сказочка, а трагедия. С очень актуальным сюжетом.
Йохан Кобборг, хореограф-постановщик балета "Сильфида": "Сильфида" - она лишь плод воображения Джеймса, его мечта, и вопросы, который он сам себе задает, его сомнения. Он все больше понимает, что они с невестой Эффи очень разные люди. Эффи ищет в жизни лишь комфорт, ей движет не любовь, а простое желание выйти замуж".
Танцевать мысли Джеймса в премьерных спектаклях будут по очереди 5 молодых солисток Большого, датчанин так и не смог выбрать одну из московских "сильфид". Балеринам же приходится буквально порхать по сцене, чтобы соответствовать замыслу хореографа, ведь они полуженщины-полувиденья.
Наталья Осипова, солистка балета Государственного академического Большого театра: "Безумно сложно донести до зрителя легкость. Из зала может показаться, что ничего практически не делаем, а только прыгаем и перебираем ногами. Это особенная техника, безумно сложная. И зритель, наверное, даже не догадывается, насколько это тяжело".
Впрочем, никакой революции не будет. Наоборот, новая "Сильфида" будет максимально приближенная к образцу 1836 года. Йохану Кобборгу удалось разыскать забытую партитуру с пометками самого Бурнонвиля и восстановить по ней многие мизансцены. Костюмы и декорации также должны возвращать зрителя на 150 лет назад, в одну из деревушек Шотландии. Знаменитый британский художник Питер Фармер создал для "сильфид" почти невесомые платья из специальной струящейся ткани.
Коборгская психологическая изощренность, неведомая балетному театру: за весь спектакль Джеймс только один раз прикоснется к девушке-мечте, и… убьет ее этим прикосновением. И 150 лет назад и сегодня человек хочет большего, и надо все потерять, чтобы понять, что это и было счастье.

